10 марта
(25 февраля по старому стилю)
- Тарас кумашник. Вешняя дрема. Кумоха.
Тарасий, память которого Церковь отмечает в этот день, был архиепископом в Константинополе и отличался добротой: он был отцом нищих и сирот, утешителем скорбящих, защитником обиженных, устроитель богаделен и больницы.
Русский же народ считал, что святой может помогать еще и от лихорадки. На Тараса приходила лихорадка в дом, и если святому не помолиться, то нагоняет она сон на человека, а во сне и в тело входит. Поэтому днем в этот день никогда не спали.
- 1170 Победа Новгородцев над войском Суздальцев.
25 февраля 1170 г. началася битва, кровопролитная, ужасная. Новогородцы напоминали друг другу о судьбе Киева, опустошенного союзным войском; о церквах разграбленных, о святынях и древностях похищенных; клялися умереть за вольность, за храм Софии, и бились с остервенением.
Архиепископ Иоанн, провождаемый всем Клиросом, вынес икону Богоматери и поставил на внешнем деревянном укреплении, или остроге: Игумены, Иереи пели святые песни; народ молился со слезами, громогласно восклицая: Господи помилуй. Стрелы сыпались градом: рассказывают, что одна из них, пущенная воином Суздальским, ударилась в икону; что сия икона в то же мгновение обратилась лицом к городу; что слезы капали с образа на фелон Архиепископа и что гнев Небесный навел внезапный ужас на полки осаждающих. Новогородцы одержали блестящую, совершенную победу и, приписав оную чудесному заступлению Марии, уставили ежегодно торжествовать ей 27 ноября праздник благодарности.
- 1625
Прибыл в Москву, а 11 марта представлялся Царю Михаилу Феодоровичу и отцу его патриарху Филарету посол от персидского шаха Аббаса грузинец Урусамбек и правил им обоим от шаха поклон. А после поклона поднес патриарху золотой ковчег, украшенный драгоценными камнями, и сказал: "Государь мой Аббас шах прислал к тебе, великому государю, золотой ковчег, а в нем великого и славного Христа срачица" (Ризу Господню).
Отпуская персидских послов — а они выехали из Москвы 26 мая 1625 г., — патриарх отправил с ними к шаху Аббасу послание, в котором благодарил его за присланную в дар святыню — ризу Господню, убеждал шаха принять правую христианскую веру и предостерегал его от латинского ксендза, которого, как слышно было в Москве, шах пригласил в свою страну.
- 1711 В Московском Успенском соборе было прочтено народу объявление войны с врагами Христовыми, нечестивыми турками.
Перед собором в полной походной амуниции стояли оба неутомимых гвардейских полка - Преображенский и Семеновский; Царь поздравил их с походом; на их новых знаменах виднелся белый крест с надписью: «Сим победиши!».
Эта надпись являлась переводом девиза Императора Константина Великого (именуемого в русской церковно-исторической традиции «Святым Равноапостольным Царем Константином»): «In hoc signo vinces» (по-латыни), под которым он победил войско царя-язычника Максенция в битве у Тибрского моста.
- 1730 Победа Императрицы Анны Иоанновны над конституционалистами.
Группа конституциалистов собиралась ограничить самодержавную власть российского Императора. Опираясь на гвардию, Царица подавила сопротивление противников русского самодержавия.
- 1879 † Барятинский Александр Иванович.
Князь, генерал-фельдмаршал, генерал-адъютант.
Наместник на Кавказе, с 1857 г. главнокомандующий Кавказкой армией. Предпринял активные наступательные действия, в результате которых нанес решительное поражение главным силам Шамиля: в августе 1859 г. взят аул Гуниб и пленен Шамиль.
С захватом в плен Шамиля закончилось покорение Кавказа, принеся в этот край мир и процветание, способствуя развитию торговли, промышленности, просвещения.
Ордена св. Георгия и св. Андрея Первозванного, чин генерал-фельдмаршала и назначение шефом Кабардинского полка были наградой Барятинскому за труды по покорению Кавказа.
В 1862 г. по состоянию здоровья был уволен с занимаемых должностей, но остался членом Государственного Совета. В последние годы Барятинский жил в основном за границей. Скончался в Женеве.
- 1917 Государь Николай II издал следующий указ:
«На основании ст. 99 основных государственных законов повелеваем: занятия Государственной Думы и Государственного совета прервать 26 февраля сего года и назначить срок их возобновления не позднее апреля 1917г., в зависимости от чрезвычайных обстоятельств».
27 февраля Государственная Дума приказу Государя не подчинилась и постановила: «Государственной Думе не расходиться. Всем депутатам оставаться на местах».
- 1917 Государь Император Николай II получил сообщения о том, что безпорядки в столице разрастаются.
Он сразу понял необходимость самых энергичных мер и телеграфировал командующему войсками ген. Хабалову: "Повелеваю завтра же прекратить в столице безпорядки, недопустимые в тяжелое время войны против Германии и Австрии".
- 1940 † Булгаков Михаил Афанасьевич
Русский писатель и драматург.
В главном произведении «Мастер и Маргарита», написанном в 1920-х годах, но так и не увидевшем свет при его жизни (напечатан только в 1966–1967), Булгаков, опираясь на православные традиции, используя евангельские образы, создает удивительную по своей достоверности и конкретности картину борьбы Божественных и сатанинских начал, добра и зла, света и тьмы в современной России. Художественным языком он раскрывает перед читателем правду о сатанинской сущности еврейского большевизма, манипулирующего террором и соблазнами, чтобы подавить православную душу русского человека. Главный вывод романа – только Бог может спасти людей от наглого вторжения сатаны.
В повести «Собачье сердце» (1925, опубл. В 1987) Булгаков показывает невозможность построения нового мира на партийных началах и отрицании христианской культуры. Союз Швондеров – еврейских большевиков и Шариковых – деклассированных элементов, отбросов общества не имеет будущего, ведет к окончательному крушению России.
В романе «Белая гвардия» (1925–1927), пьесах «Дни Турбинных» (пост. в 1926), «Бег» (1926–1928; пост. в 1957) писатель прощается с Великой Россией, показывая историческую обреченность и белых, и красных, одинаковую чуждость их русскому народу.
9 марта 11 марта
Назад к списку