6 марта
(21 февраля по старому стилю)
- Тимофей Весновей.
Весняк, Весновки, народное название дня прп. Тимофея в Симвулах (795).
В этот день крестьяне говорили: «Весновей тепло веет, снег съедает», «Дожить до Весновея, а там уже зима не страшна», «Тимофей — вестник теплых дней». Считалось, что родившийся в этот день вырастет «заботником о родителях старых и немощных».
- 1582
Москва. Тронная палата. Царь Иоанн Грозный сидит только с боярами сверстными и князьями служилыми (стольники и младшие дворяне высланы). Вводятся из советной палаты римский посол иезуит Антоний Поссевин с тремя другими иезуитами. Предстоит беседа о соединении вер. Изъявив послу папы Григория XIII “ласку”, царь, как и раньше, убеждает его не касаться веры. “Антоний! — говорит далее Иоанн.— Мне уже 51 год от рождения и недолго жить в свете; воспитанный в правилах нашей христианской церкви, издавна несогласной с латинскою, могу ли изменить ей перед концом земного бытия своего? День суда небесного близок: он явит, чья вера, ваша ли, наша ли истиннее и святее. Но говори, если хочешь”. В пространной горячей речи Антоний убеждает царя признать первенство папы и этим достигнуть объединения монархов, уничтожения турок, получения Россией Киева и Византии. Иоанн затрудняется говорить о вере. “...Занимаюсь единственно мирскими, государственными делами России, не толкуя церковного учения, которое есть дело нашего богомольца, митрополита”.
Отказывается он от новых государств. Антоний не унимается. Утверждая, что русские — “новоуки” в христианстве, он говорит, что Рим есть древняя столица христианства. “Ты хвалишься православием,— начиная досадовать, отвечает царь,— а стрижешь бороду; ваш папа велит носить себя на престоле и целовать в туфель, где изображено распятие. Какое высокомерие для смиренного пастыря христианского. Какое уничижение святыни!” “Нет уничижения,— возражает Антоний,— достойное воздается достойному. Папа есть глава христиан, учитель всех монархов православных, сопрестольник апостола Петра, Христова сопрестольника. Мы величаем и тебя, государь, как наследника Мономахова; а святой отец...” Иоанн, прерывая его, говорит: “У христиан един Отец на небесах. Нас, земных властителей, величать надо по мирскому уставу; ученики же апостольские да смиренно мудрствуют. Нам честь царская, а папам и патриархам святительская. Мы уважаем митрополита нашего и требуем его благословения; но он ходит по земле и не возносится выше царей...”.
Пред отъездом своим из России Антоний просил, чтобы позволено было приезжим латинянам иметь в ней свои церкви, и в третий раз получил отказ. Бояре именем государя отвечали: "Приезжие люди римской веры могут невозбранно иметь у нас своих попов, но только б они своего учения русским людям не плодили, а костелов им в нашем государстве не ставить. В нашем государстве много разных вер, и мы у них воли не отнимаем: живут все по своей воле, как кто хочет, а церквей еще по сие время ни которой веры в нашем государстве не ставливали".
- 1613 Наречение Михаила Феодоровича Романова Царем и Великим Князем всея Руси на Земском Соборе.
При произнесении одного только имени Михаила Феодоровича на Великом Земском Соборе, сразу же утихла всякая зависть и злоба, причем враждовавшие между собой земщина и казачество, не сговариваясь, с друг другом, избрали это имя как знамение всеобщего примирения, согласия и любви.
“В тот день бысть радость велия на Москве, и поидоша в Соборную апостольскую церковь Пречистые Богородицы и пеша молебны — звоном и со слезами. И бяше радость велия, яко из тьмы человецы выидоша на свет”,— говорит летописец.
Так кончилось на Руси Смутное время, вызванное пресечением царского рода из дома Иоанна Колиты.
- 1613 Утвержденная Грамота Великого Московского Земско-Поместного Собора.
"… Целовали все Животворящий Крест и обет дали, что за Великого Государя, Богом почтенного, Богом избранного и Богом возлюбленного, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержца, за Благоверную Царицу и Великую Княгиню, и за Их Царские Дети, которых Им, Государям, впредь (вперед, в будущем) Бог даст, души свои и головы положити и служити Им, Государям нашим верою и правдою, всеми душами своими и головами.
Заповедано, чтобы избранник Божий, Царь Михаил Феодорович Романов был родоначальником Правителей на Руси из рода в род, с ответственностью в Своих делах перед Единым Небесным Царем.
И кто же пойдет против сего Соборного постановления - Царь ли, патриарх ли, и всяк человек, да проклянется таковой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святыя Троицы.
… Да будет твердо и неразрушимо в будущая лета, в роды и роды, и не прейдет ни едина черта от написанных в ней …"
Всех подписей под грамотой 277 человек, из них 57 принадежат духовенству, 136 боярам и высшим служилым чинам, а остальные 84 - городским выборным.
- 1807 Блокада Дарданелл.
Русская эскадра под командованием Дмитрия Николаевича Сенявина (1763 - 1831), блокировала пролив Дарданеллы и лишила столицу Турции подвоза продовольствия со стороны Средиземного моря. После двух месяцев турецкий флот попытался снять блокаду, напав на русскую эскадру. Сенявин в ответ атаковал турецкий флот, загнав его обратно в пролив и, несмотря на огонь береговых батарей, попытался уничтожить три отставших корабля турок, но тем все же удалось уйти. В итоге Сенявин вернулся на исходные позиции и вновь перешел к блокаде пролива.
- 1847 † Васильчиков Илларион Васильевич.
Князь, генерал от кавалерии, генерал-адъютант. Награжден всеми высшими российскими орденами, до орденов Св. Владимира 1-й степени и Св. апостола Андрея Первозванного включительно.
По свидетельству современника, отвечая на поздравления по случаю назначения его председателем Государственного совета и Комитета министров, Васильчиков грустно заметил: "Боже мой! До чего мы дожили, что на такую должность лучше меня никаго не нашли".
"Государи должны благодарить небо за таких людей". - сказал о нем Император Николай I.
- 1852 † Гоголь Николай Васильевич.
Великий Русский писатель. Родился 20.03.1809 г. в местечке Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в дворянской семье помещика среднего достатка. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька. У Гоголей было около 400 душ крепостных и свыше 1000 десятин земли. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако дед оставил духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую – Гоголь, происходящую от известного в украинской истории XVII века полковника Евстафия (Остапа) Гоголя. Отец, Василий Афанасьевич, служил при Малороссийском почтамте. Мать, Марья Ивановна, происходившая из помещичьей семьи Косяровских, слыла первой красавицей на Полтавщине и в то же время была глубоко религиозной женщиной, свою духовную устремленность она передала и сыну. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей.
В «Выбранных местах из переписки с друзьями» Гоголь выступает как сторонник самобытных начал Святой Руси и призывает соотечественников осознать свою неповторимую национальную сущность, историческое призвание России, уникальность ее культуры и литературы. Как и славянофилы, Гоголь был убежден в особой миссии России, которая, по его словам, чувствует Божию руку на всем, что сбывается в ней, и чует приближение иного царства. Эта особая миссия России связывалась в представлении Гоголя с Православием как истинным, неискаженным (в отличие от католицизма или протестантизма) христианством.
Размышляя об основах русской цивилизации, Гоголь особое внимание уделяет роли Православной Церкви в жизни России, утверждая, что Церковь не должна существовать отдельно от государства, а оно, в свою очередь, немыслимо вне монарха. Монарх, по мнению Гоголя, важ нейший компонент государственного устройства, без монарха невозможно полноценное его существование. Он был согласен с Пушкиным в том, что «Государство без полномощного монарха — автомат: многомного, если оно достигнет того, чего достигнули Соединенные Штаты? Мертвечина: человек в них выветрился до того, что и выеденного яйца не стоит. Государство без полномощного монарха то же, что оркестр без капельмейстера…».
Православная Церковь, монарх и народ — это, по Гоголю, неразрывное целое, соединенное соборным духом христианской любви. Но как полюбить ближнего своего, если он так несовершенен, если в нем так мало прекрасного, — задает вопрос Гоголь и сам отвечает: «Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России. К этой любви ведет теперь Сам Бог… А не полюбивши России, не полюбитьнам братьев своих, а не полюбивши своих братьев, не возгореться нам любовью к Богу, а не возгоревшись любовью к Богу, не спастись вам».
Национальная идея в публицистике Гоголя порождается этим духом христианской любви к Богу, братьям своим, соборным служением всех подданных монарху
и государству. Жизнь каждого человека независимо от его положения в обществе должна быть службой Богу и государю, а через служение им и всему народу.
С горечью пишет Гоголь в «Выбранных местах…» об отсутствии подобного соборного согласия, о том хаосе и разладе, который царит вокруг и который впоследствии Достоевский назовет «обособлением»: «Теперь все между собой в ссоре и всяк друг на друга лжет и клевещет беспощадно… Все перессорилось; дворяне у нас между собой, как кошки с собаками; купцы между собой, как кошки с собаками, мещане между собой, как кошки с собаками… Даже честные и добрые люди между собой в разладе; только между плутами видится что-то похожее на дружбу и соединение в то время, когда кого-нибудь из них сильно станут преследовать».
Один из источников подобной разобщенности и вражды — это, по словам Гоголя, роскошь, к искоренению которой необходимо стремиться каждому: «Гоните эту гадкую, скверную роскошь, эту язву России, источницу взяток, несправедливостей и мерзостей, какие у нас есть. Если нам одно это удастся сделать, то вы уже более принесете существенной пользы, чем сама княгиня О. А это, как вы сами видите, даже не требует никаких пожертвований, даже и времени не отнимает».
Вместе с тем Гоголь призывает не отчаиваться и не приходить в смущение от внешних беспорядков, но стараться навести порядок в собственной душе: «Не дурно заглянуть всякому из нас в свою собственную душу. Загляните также и вы в свою. Бог весть, может быть, там увидите такой же беспорядок, за который браните других… Не бежать на корабле из земли своей, спасая свое презренное земное имущество, но, спасая свою душу, не выходя вон из государства, должен всяк из нас спасать себя самого в самом сердце государства».
- 1854
Петербургская губерния "при появлении англо-французского флота в виду Кронштадта" была объявлена на военном положении, наследник престола Александр Николаевич, по званию главнокомандующий армией, начальствовал над всеми войсками, направленными для обороны в Петербург.
- 1865 † Терещенко Александр Власьевич.
Этнограф и археолог. Родился в 1806 г., в с. Зеньково Полтавской губ.
Основное сочинение Терещенко «Быт русского народа» (1847—48) в 7 частях — энциклопедия русской жизни ушедших эпох. Русскую этнографию Терещенко рассматривал как постоянно развивающуюся науку, а свой труд о быте русского народа — как начало исследования, в котором примут участие многие ученые:
«Изложить быт народа, — писал он, — со сколь можно должной верностью нет возможности одному человеку: это труд многих. Я старался представить его, сколько мог по своим силам, и отнюдь не думаю, чтобы мой труд не был дополнен в самое ближайшее время, и надобно желать, чтобы любители отечественной старины добавляли к нему новые сведения».
Терещенко воодушевляла любовь к Отечеству и русской старине. «Мы обязаны, — считал он, — смотреть на наши нравы и образ жизни как на историю народного быта, его дух и жизнь, и почерпать из них трогательные образцы добродушия, гостеприимства, благоговейной преданности к своей Родине, Отечеству, православию и самодержавию». Жизнь наших предков, полагал Терещенко, «излилась из сердечных их ощущений, истекла из природы их Отчизны, и этим напоминается патриархальная простота, которая столь жива в их действиях, что как будто это было во всяком из нас».
- 1872 Основан Императорский исторический музей в Москве.
- 1881 Козельщанская икона Божией Матери.
Принадлежит к числу икон позднейших по времени прославления (1881) и вместе с тем к числу наиболее почитаемых. Икона эта итальянского происхождения и была привезена в Россию одной из придворных Императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761). Владелица иконы вышла замуж за писаря Запорожского войска Сиромаху. Так икона попала на Украину. В XIX веке она принадлежала роду графов Капнистов, потомков фрейлины, и была их семейной святыней. Икона находилась в селе Козельщине Полтавской губернии. Икона эта уже была известна как чудотворная. По преданию, она особенно помогала девушкам, прибегавшим к ней с мольбой устроить семейное счастье. При этом установился обычай, чтобы молящийся чистил ризу на иконе, протирая ее ватой или полотенцем.
Так же очень помогает при болезни ног. После чудесного исцеления ног у дочери В. И. Капниста икона прославилась, хранить ее далее в доме не было возможности, и, с разрешения архиепископа Иоанна Полтавского, 23 апреля 1881 года икона была перенесена в специально устроенную временную часовню. В 1882г. году здесь был построен храм, а определением Святейшего Синода от 1 марта 1885 г. года была учреждена женская община, 17 февраля 1891г. года преобразованная в женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
В настоящее время Козельщанская икона Божией Матери находится в Красногорском Покровском женском монастыре (Киевская епархия). Козельщанской иконе Божией Матери составлена Служба (на 21 февраля) и акафист.
- 1895 † Лесков Николай Семенович.
Русский писатель. Родился 4.02. 1831 г.
Талантливый писатель Николай Семенович Лесков (1831-1895)по отцовской линии происходил из духовенства и воспитывался в православной атмосфере, однако в молодости отдал дань социал-демократическим увлечениям. С возрастом поправел и сблизился с правыми кругами. Это выразилось в романе "На ножах" (1871) с критикой социал-демократов как морально несостоятельных и безпочвенных; эта тема была продолжена также в "Соборянах" (1872). Однако в конце жизни увлекается еретичеством Л. Толстого, критикует Церковь ("Мелочи архиерейской жизни")и даже пишет по заказу евреев брошюру "Еврей в России" с призывом отменить черту оседлости.
- 1899 Ледокол «Ермак» отправился в свое первое плавание.
Испытание, в прямом смысле, на прочность состоялось в Финском заливе и прошло успешно. Здесь ледокол оказал помощь целой группе пароходов, застрявших во льдах.
Появление же корабля на рейде Санкт-Петербурга собрало многотысячную толпу, которая в полной эйфории, с умилением и благоговением взирала на чудо конца 19 века, созданное русским моряком.
- 1912 Крестный ход в честь 300-летия Дома Романовых.
В честь 300-летия Дома Романовых из Владивостока в Свято-Троицкий монастырь (п. Шмаковка) прошел крестный ход, в дальнейшем он был ежегодно, до 1917 г. и продолжался 12-17дней.
- 1913 Прошли Всероссийские торжества по случаю празднования 300-летия Дома Романовых.
- 1953 Председателем Совета Министров СССР назначен Г. Маленков.
5 марта 7 марта
Назад к списку