БИБЛИОТЕКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

2 марта

(17 февраля по старому стилю)                              

- Маремьяна.

Народное название дня св. Мариамны (сестры св. ап. Филиппа).

Св. Мариамна в народном сознании трансформировалась в Маремьяну — кикимору в образе женщины. Она жена домового, дворового или лешего. Детей своих она рожает во время Святок, зовут их шулыканы (шуликаны). Они вылетают из трубы и стараются навредить людям.

По народным поверьям, у Маремьяны надо просить прощения за грехи, ибо она их хорошо знает. На Маремьяну на вечерней заре произносили заговоры. Вечерняя заря считалась темной, в то время как утренняя — чистой. По поверью, солнце к вечеру темнеет от созерцания людских грехов, а умывшись ночью в море, утром встает чистым и ясным.

- Федор Тирон.

Федор — тиран, народное название дня вмч. Феодора Тирона (IV в.). Тирон в народном сознании воспринимался как тиран. Вначале он тиранил людей, а потом раскаялся и стал их защитником. Ему молятся при розыске краденых вещей.

- Святой Император Маркиан (450-457).

И жена его Святая Царица Пульхерия. 

После смерти Феодосия Младшего на царство был избран Маркиан (450 – 457). Святая Пульхерия хотела вновь удалиться в свое уединение, но царь и сановники просили ее не оставлять управления и стать супругой царя Маркиана. Ради общей пользы она согласилась быть женой Маркиана при условии, что девственная чистота ее не будет нарушена в браке. Таким образом, царственные супруги жили в чистоте, как брат и сестра.

Заботами царицы Пульхерии был созван в 451 году Собор в Халкидоне против ереси Диоскора и Евтихия.

В продолжение всей своей жизни царица Пульхерия защищала православное вероучение от возникавших ересей. Раздав свое имение бедным и Церкви, она мирно скончалась 54-х лет от роду в 453 году.

- 1598    Избрание царем Бориса Годунова на Земском Соборе в Москве.

Созван был великий земский Собор из выборных представителей всего государства числом до 474 человек.

Патриарх Иов обратился к ним с речью и, объявив, что по смерти Царя Федора Ивановича ни царица Ирина, ни брат ее Борис, несмотря на все просьбы, не согласились занять царский престол, предложил: "Теперь вы бы о том великом деле нам и всему освященному Собору мысль свою объявили и совет дали, кому у нас государем быть?" Но вдруг же, не дожидаясь ответа, продолжал: "А у меня, Иова патриарха, и у митрополитов, архиепископов, епископов и у всего освященного Собора, которые при преставлении Царя Федора Ивановича были, мысль и совет у всех один, что нам, мимо Бориса Федоровича, иного государя никого не искать и не хотеть".

После этого, естественно, и все прочие архиереи и вообще духовные лица, прибывшие из других городов в Москву, единогласно воскликнули: "И наш совет и желание то же, и мы единомысленны с тобою, отцом нашим, великим господином Иовом патриархом". А за архиереями волею и неволею то же велегласно и многократно повторяли и все бояре, и все выборные Русской земли.

- 1612    † Священномученик Ермоген.                                                                                               

Патриарх Московский и всея России, чудотворец.

Подвиг патриарха Гермогена: 

"Окруженный врагами, дерзостью поляков, изменою своих, он в это время явился необоримым столпом православия и образом русской крепкой ревности.

Видя в лице Владислава врага веры, он отказался признавать его избрание, и разрешил народ от присяги. Чувствуя, что не до конца отрекся от родной земли Русский народ, он рассылал грамоты, призывавшие к ополчению, и пламенными мольбами успел поднять многие города.

Жестоко и бесчинно обращались с патриархом злодеи и, наконец, заточили в Чудове. Там, одинокий, среди скорбных ужасов настоящего, среди памятников прошлой русской славы, в священной ограде Кремля, архипастырь сиял добродетелью, как лучезарное светило, готовое угаснуть, но воскресившее уже животворными лучами своими народ на новое бытие.

Грозными прещениями (церк. - угрозы, притеснения) обступали злодеи Гермогена, чтоб отменил он восстание городов. А он все твердил: "Благословляю достойных вождей христианских утолить печаль отечества и церкви".

Повели разойтись воеводам, — кричали они. — Ты дал им оружие в руки, ты можешь и смирить их. — А его слово было одно: "Пусть удалятся ляхи".

Они грозили ему злою смертью, а он, указывая на небо, восклицал: "боюся Единаго, там живущаго".

Пленник, из тесной тюрьмы своей он сообщался с паствою: слышал звуки битв за свободу, слал борцам благословение. Пребыв верным до конца, ненавистью вражьею Гермоген заморен голодом.

С кончины Гермогена, настал для Русской Церкви период междупатриаршества, продолжавшийся более семи лет".

17 февраля 1913 г. в Москве были торжественно прославлены мощи святителя Гермогена. По этому случаю Государь Николай II телеграфировал Вел. Кн. Елисавете Федоровне: "Благодарю собравшихся в стенах Кремля на молитвенное поминовение Патриарха Гермогена, пример коего да светит в настоящие и будущие времена".

- 1672    † Иоасаф II.

Патриарх Московский и всея Руси в 1667–72 гг., автор посланий и грамот. Родом из Тверской земли, почему и получил свое прозвание Новоторжец. В 1654–56 гг. по назначению патр. Никона был архимандритом Богородице-Рождественского монастыря во Владимире. В 1656–66 гг. — архимандритом Троице-Сергиева монастыря.В 1666 г. престарелый Иоасаф был поставлен в патриархи, сменив на этом посту низложенного Церковным собором Никона. Царь Алексей Михайлович, утомленный борьбой с Никоном, пожелал иметь на патриаршем престоле «недерзновенного» человека.

В период патриаршества Иосафа II была восстановлена устная проповедь в церквях. Православные миссионеры действовали на Крайнем Севере до островов Новой Земли, а на Д. Востоке — до Даурии. На Амуре, близ границы с Китаем был основан Спасский монастырь.

- 1719     † Шереметев Борис Петрович.

Русский генерал-фельдмаршал и дипломат. Разбил шведов при Эрестфере (1701), Гумельсгофе (1702), овладел крепостями Мариенбург, Нотебург (1702), Ниеншанц, Копорье, Ямбург, Везенберг (1703) и Дерп (1704). Сыграл важную роль во взятии Петром I Нарвы в 1704 г. Руководил подавлением Астраханского бунта 1705-1706 гг. В Полтавском сражении 1709 г. официально являлся главнокомандующим русской армией (фактически командовал Петр I). Он с большим пониманием относился к преобразованиям Петра I.

- 1729    † Толстой Петр Андреевич.

Государственный деятель, дипломат, граф. Был начальником Канцелярии тайных розыскных дел (1718—26), одним из 6 членов Верховного тайного совета (с февр. 1726). Во время царствования Федора Алексеевича и правления царевны Софьи Толстой принадлежал к партии противников Нарышкиных. После падения Софьи перешел на сторону Петра I, но долгое время не пользовался его доверием. Петр I послал его воеводой в Устюг. Ездил в Италию для изучения морского дела (1697—98). В 1701 г. он был назначен постоянным послом в Турцию. В 1714 г. Толстой вернулся в Россию и был назначен сенатором, в 1716—17 гг. сопровождал Петра I в поездке по Европе. Добился возвращения из-за границы царевича Алексея и в 1718 г. возглавил следствие по его делу. Стал одним из ближайших доверенных лиц Царя. Тогда же Толстой был назначен начальником Тайной канцелярии. В начале царствования Императрицы Екатерины I Толстой состоял членом Верховного тайного совета и был дружен с А. Д. Меншиковым.

- 1911     Первое выступление хора Пятницкого.

В 1910 году Митрофан Пятницкий создаёт хор из народных певцов Воронежской и Рязанской губерний, который впоследствии был назван его именем.
17 февраля 1911 года хор впервые выступил в Москве в зале Благородного собрания.
Зал Дворянского собрания был полностью заполнен публикой. Медленно раздвинулся занавес, и перед зрителями предстала обыкновенная деревенская изба, вдоль бревенчатых стен стояли грубо сколоченные лавки. Русская печка, чугунки, кочерга, ухваты... Люлька, прялки, сундук с приданым...
Исполнители — 11 крестьян — спокойно и естественно чувствовали себя среди этой такой простой и привычной обстановки. Они не были профессиональными актерами. Впервые за тысячелетнюю историю России русские народные песни были представлены в авторском исполнении. Именно этот «самодеятельный театр песни» произвел революцию в певческой культуре целой страны.
Песни пели никогда нигде не учившиеся, приехавшие в город только на время выступления простые русские крестьяне. Они пели проникновенно и бесхитростно, как это было принято в их родных деревнях. «Рядили они веками родную песню, как невесту к венцу, чтобы она, желанная, увидела свет Божий», – писал в те дни Пятницкий.

«Народная песня, — говорил Митрофан Ефимович Пятницкий, — эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению вымирает с каждым днем… Деревня начинает забывать свои прекрасные песни… Народная песня исчезает и ее надо спасать».

- 1916    Русские войска взяли г. Битлис в Юго-Восточной Турции.

- 1918   Высадка десанта Антанты в Мурманске.

- 1969    Пограничный конфликт между СССР и Китаем на реке Уссури.

Китайцы переправились на о-в Даманский и вероломно напали на наших пограничников, в результате чего 58 русских воинов погибло и 94 были ранены и контужены. В ответ Русская армия перемолотила из новейших установок "Град" тысячи китайцев и показала всему миру свою военную мощь.

- 1986     † Алферьев Евгений Евлампиевич.

Церковный историк, церковно-общественный деятель. Родился в дворянской семье. Девиз на родовом гербе Алферьевых: «За Бога. За Царя». Учился в Царско-сельской Императорской Николаевской гимназии. В день захвата большевиками Царского Села (окт. 1917) с семьей выехал на Д. Восток. В Харбине (Маньчжурия) духовно окормлялся у прот. Иоанна Владимировича Сторожева (16.03.1878–5.02.1927), отслужившего последнюю обедницу в Ипатьевском доме в Екатеринбурге, за которой молились Царственные Мученики (июль 1918).

В 1974 г. в типографии прп. Иова Почаевского под редакцией Алферьева вышла знаменитая книга «Письма Царской Семьи из заточения», включавшая в свой состав 227 писем, написанных Царственными Мучениками после Их ареста 8[21].3.1917.

В сборе материалов помогали гр. Д. С. Татищев (ск. 1972) и генерал С. П. Андоленко (1907–73). Поистине вещими оказались слова Ее Высочества княжны Веры Константиновны, предпосланные этому изданию: «Да будет эта книга настольной для всех русских людей, и да послужит она опровержением той неправды и клеветы, которой все еще верят, увы, не только иностранцы, но и многие русские люди».

Тогда же родилась мысль написать правдивую книгу о Царе-Мученике. Однако работа над ней все откладывалась. И Господь послал Алферьеву испытание, дабы в страданиях очистить душу, дав ему возможность уразуметь истину. В 1980 г. он был парализован и даже не мог дышать без помощи искусственных легких. О здравии и спасении раба Божия Евгения молилась вся братия монастыря. И Господь внял соборной молитве: к немалому удивлению врачей Алферьев стал поправляться. Однако это был уже иной человек. Пришло время написания жизнеописания Царя-Мученика (то было первое Его житие).

Писал он его, по свидетельству очевидцев, «при помощи особого приспособления, одевающегося на искривленную болезнью руку, в которое вставлялась ручка». Духовно окормлялся он в этот период у архим. Антония (Ямщикова, ск. 1993г. в возрасте 101 года). Книга «Император Николай II как человек сильной воли. Материалы для составления Жития Св. Благочестивейшего Царя-Мученика Николая, Великого страстотерпца», увидела свет в 1983 году в Джорданвилле.  

Похоронили Алферьева на кладбище Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. На могильном кресте, сооруженном бывшим семинаристом болгарином Д. Блачевым в благодарность своему учителю, изображена увенчанная крестом держава и выбита надпись: «Господи, Иисусе Христе, спаси Святую Русь».

1 марта       3 марта


Назад к списку