БИБЛИОТЕКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

21 ноября

(8 ноября по старому стилю)

- Михайлов день.                                                                                     

Народное название праздника Собора Архистратига Михаила.

День Михаила Архангела считался в народе как первый шаг к настоящей зиме. Этот праздник в большей части России бывал «с мостом» (т. е. с покрытыми льдом реками). «С Михайлова дня зима стоит, земля мерзнет!» — говорили крестьяне. «Со дня Михаила-архангела зима кует морозы».

Михаил-Архангел считался в народе не менее грозным для всякой «нечисти-нежити», чем Илья-пророк. По народному представлению, сам Бог Саваоф положил ему быть грозой для темных сил бесплотных. Когда Господь воспылал гневом на Сатанаила и его присных, из ангелов превратившихся в «аггелов», Он повелел Михаилу-Архангелу свергнуть их с небес в преисподняя земли, что и было исполнено в точности. Заонежское северное предание повествует, что «сверзил Михайла-Архангел с небеси сатанино воинство, и попало оно на землю в разные места, и пошли с той поры на земле водяные, лешие и домовые».

Охранитель праведников на земле от сатанинского наваждения является в народном представлении и проводником их душ в селения райские. В последние дни существования бренного мира, на Страшном Суде Божием, после того, как «потопие» омоет «матушку сыру землю» от его грехов, «сойдет Михаил-Архангел батюшко, вострубит в трубоньку золоту, и пойдут гласы по всей земли, разбудят мертвых и вызовут их из гробов»…

- Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных.

Есть в году самый радостный день для всех грешников – это 8 (21) ноября. Господь дал право Архангелу Михаилу в этот день спасать грешников. Ангелы и Архангелы просят Архистратига Михаила спасти души грешников. Тогда Архистратиг становится на краю преисподней, опускает туда левое крыло и взмахивает им. На крыло его насаждаются, словно какие насекомые, жалкие и грязные души. С силой подняв крыло вместе с ними, он стряхивает эти души на место, идеже сам стоит, а Ангелы подхватывают их с великой радостью и обмывают. Они становятся чистыми, светлыми и славят со всеми Бога. Ангелы опять просят Архистратига Михаила спасти еще души грешников. Тогда он спускает в преисподнюю правое крыло, на которое опять лезут, теснятся грязные души. И эти души тоже становятся чистыми и славят с Ангелами Бога. В третий раз Ангелы и Архангелы просят Чиноначальника Вышних Сил о спасении человеческих душ. И в третий раз Архангел Михаил извлекает из бездны новые души.

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до I Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.

Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют "днем восьмым", ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит "день осмый", и тогда "приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним" (Мф. 25, 31).

- 1470

В 1470 г. ноября 8-го прибыл в Новгород из Киева или, по выражению некоторых летописей, из Литвы (так как Киев состоял тогда в Литовском государстве) брат киевского князя Симеона Михаил Олелькович, присланный польским королем Сигизмундом по просьбе самих новгородцев. С князем Михаилом прибыла из Литвы весьма многочисленная свита, в которой находился и некто жидовин Схария, сделавшийся известным князю еще в Киеве.

Этот "жидовин, —  скажем словами современника, оставившего нам и краткую историю, и подробное опровержение ереси жидовствующих, —  был научен всякому изобретению злодейства, чародейству и чернокнижию, звездозаконию и астрологии.

Сначала он прельстил в Новгороде попа Дионисия и обратил его к жидовству. Дионисий привел к нему попа с Михайловской улицы Алексия, который также сделался отступником от истинной веры Христовой. Потом пришли из Литвы иные жиды — Иосиф Шмойло-Скарявей и Моисей Хануш. Алексий и Дионисий до того возревновали о жидовской вере, что с ними всегда пили и ели и от них учились жидовству, и не только сами учились, но научили жидовству своих жен и детей. Хотели даже обрезаться в жидовскую веру, но жиды им не велели, говоря: если узнают вас христиане и вздумают освидетельствовать, то будете обличены, а держите жидовство тайно, явно же христианство. Алексию переменили имя, назвали его Авраамом, а жену его назвали Саррою". Таково начало ереси жидовствующих: жид Схария совратил в жидовство двух новгородских священников, два другие жида вместе с ними совратили и самые их семейства!

- 1493      Копенгагенский трактат.

«Быти нам в братстве, и в любви, и в единачестве». Так постанавливает первый русско-датский договор, заключенный 8 ноября 1493 г., получивший в науке название “копенгагенского трактата”, так как церемония его заключения прошла в Копенгагенском замке. Здесь в присутствии полномочных русских послов от Царя Ивана III король Ханс скрепил печатью и поцеловал крест на договоре, как того требовали русские. Не только сам факт заключения, но содержание договора надо отнести к успехам русской и датской дипломатии.

По условиям которого Дания брала обязательства оказать России военную поддержку против Великого княжества Литовского в обмен на помощь против Швеции, к которой у России были претензии на Восточную Финляндию.

- 1711     Рождение великого сына России М.В. Ломоносова.                

- 1720     † Долгоруков Яков Федорович.

Князь, боярин, сенатор. Старший сын окольничего кн. Ф. Ф. Долгорукова. Изучал математику, богословие, латинский язык.

Во время московского восстания 1682 г. выступил сторонником Петра I, в связи с чем был назначен комнатным стольником Царя. одним из первых стал на сторону Петра I в борьбе с царевной Софьей и прибыл в Троице-Сергиеву лавру. Участвовал в Азовских походах 1695—96 гг., за что пожалован в ближние бояре (1696). После взятия Азова служил на Белгородской засечной черте и охранял южные границы от крымских набегов.

В начале Северной войны ведал всеми запасами армии. Попал в плен к шведам под Нарвой (1701). В 1711 г., во время переезда в Готтенбург, захватил шхуну и вместе с другими соотечественниками бежал в Ревель.

С 1717 г. являлся президентом Ревизион-коллегии. По отзывам современников, был строгим и неподкупным контролером.

- 1797      Единый Орденский праздник в Российской Империи.  

Этот праздник установлен Императором Павлом I в день своей коронации 05. 04. 1797 г., для кавалеров всех Российских орденов. Государь объединил все существующие в России Орденские корпорации в единый Российский кавалерский орден, или Кавалерское общество Российской Империи.

- 1811     Полковой праздник лейб-гвардии Московского полка Российской императорской армии в день Собора Архистратига Михаила.

- 1833

"Киев – колыбель святой веры наших предков и вместе с сим первый свидетель их гражданской самобытности", – сказано в высочайшем указе Императора Николая Павловича об учреждении Университета святого Владимира от 8 ноября 1833 года.

- 1905, 2005     Создание Союза Русского Народа.

8 (21) ноября 1905 г. в день праздника Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных был создан Главный Совет Союза Русского Народа - черносотенной организации, насчитывавшей сотни тысяч членов. Это был народный ответ на так называемую "первую русскую революцию", которую тогда удалось подавить.

- 1921     В Сремских Карловцах открылся I Всезарубежный Церковный Собор.

Это был Собор русских людей, проигравших борьбу против антирусской силы, захватившей Россию, но покаянно осознавших внутренние причины своего поражения («мы не забыты Богом, но наказываемы Богом за то, что забыли Его и Его заповеди», – говорилось в послании к эмигрантам) и стремившихся в опоре на восстановленное православно-монархическое сознание продолжать борьбу, тем более что она не прекращалась на родине. А послание к Мировой Конференции стало очень важным нравственным шагом русской эмиграции, пытавшейся напомнить западному миру истинные нравственные нормы и координаты добра и зла.

- 1985      † Святитель Филарет (Вознесенский).

Митрополит Филарет (Вознесенский) (род. в 1903 г.) – третий первоиерарх Русской Православной Церкви за границей (с 1964 г.). В его правление Зарубежная Церковь совершила важные прославления русских святых, в том числе Новомучеников Российских во главе с Царской Семьей. Свт. Филарет был одним из первых, кто открыто выступил против экуменизма и в защиту истинного Православия. Мощи его обретены нетленными. Причислен к лику святых.

20 ноября        22 ноября


Назад к списку