БИБЛИОТЕКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

20 ноября

(7 ноября по старому стилю)

- Федот Зимородок.

Федотов день, Федот — лед ведет, народное название дня мч. Феодота Корчемника (III).

В этот день полагалось прикармливать зимних птиц. Крестьяне считали, что если появится зимородок — значит, зима наступила, распутица закончилась, реки льдом покрылись. Св. Федоту молились и просили, чтобы зима была легкая. С Федота, по народным приметам, можно было по речному льду отправляться в дорогу.

Женщины начинали прясть и обращались к Федоту, покровителю женского рукоделия, с молитвой о помощи в труде.

- 1649      Начало печатания книги Кормчая.

Книга правил святых апостолов, святых Соборов и святых отцов вместе с некоторыми узаконениями благочестивых царей греческих.

- 1666      Первое заседание Собора для суда над Никоном.

- 1680      Царский Указ.

Царь Федор  Алексеевич  объединил   управление военными приказами - Разрядным, Рейтарским и Иноземным (он ведал  солдатами) в  руках  известного  военачальника  боярина  князя  Ю.А.   Долгорукова,   а двенадцатого числа издал развернутый именной указ о  военно-административной реформе.  Отныне  все  приказы,  кроме  названных   и   Стрелецкого   (также управлявшегося  Долгоруковым),  теряли  военные  функции;  лишь  в   ведении Сибирского и Казанского  приказов  оставлялись  местные  войска,  но  и  они входили в округа, образованные по военно-окружной реформе.

- 1742     Принял православие и наречен великим князем Петром Федоровичем будущий Император Петр III, внук Императора Петра I, сын царевны Анны и герцога Голштинского.

- 1775     Губернская реформа.

Императрицей Екатериной II было принято «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Вместо трехзвенного административного деления — губерния, провинция, уезд, стало действовать двухзвенное — губерния, уезд (в основе которого лежал принцип численности податного населения). Из прежних 23 губерний образовано 50, в каждой из которых проживало 300—400 тыс. душ мужского пола. Губернии делились на 10-12 уездов, в каждом по 20-30 тыс. душ мужского пола.

Генерал-губернатор (наместник) — следил за порядком в местных центрах и ему подчинялись 2-3 губернии, объединенные под его властью. Имел обширные административные, финансовые и судебные полномочия, ему подчинялись все воинские части и команды, расположенные в губерниях.

Губернатор — стоял во главе губернии. Они подчинялись непосредственно Императору. Губернаторов назначал Сенат. Губернаторам был подчинен губернский прокурор. Финансами в губернии занималась Казенная палата во главе с вице-губернатором.                               

- 1846     † Великая княжна Мария Михайловна.

Великая Княжна Мария Михайловна родилась в Санкт-Петербурге, 25 февраля. Дочь Великого Князя Михаила Павловича, сына Императора Павла I и Великой Княгини Елены Павловны (урожд. Принцессы Вюртембергской). Была первым ребёнком в великокняжеской семье. Её воспитанию и образованию уделялось повышенное внимание со стороны матери. Великий князь очень хотел сына, из которого мог бы воспитать солдата. Но в его семье рождались только девочки, воспитание которых он предоставил жене.  

Была Августейшей попечительницей Литейной школы Санкт-Петербургского женского патриотического общества.

Погребена в Родовой Усыпальнице Дома Романовых – Петропавловском соборе Петропавловской крепости Санкт-Петербурга.

- 1885      † Данилевский Николай Яковлевич.

Русский идиолог панславизма. Великий русский мыслитель, философ, социолог, естествоиспытатель.

В 1860-е годы приступил к исследованию проблем цивилизации. В книге «Россия и Европа» (1869) развивает теорию культурно-исторических типов человечества. По его учению, общечеловеческой цивилизации нет и быть не может. Существуют лишь ее различные типы, такие как египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, еврейский, греческий, римский.

В современной истории Данилевский уделяет основное внимание германским и славянским типам, последний из которых только начинает оформляться. Основы цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются цивилизации другого типа. Период роста культурно-исторического типа не определен. Период же его цветения и плодоношения краток. Последний период исчерпывает раз и навсегда жизненные силы культурно-исторического типа. «Человечество», по мнению Данилевского, это абстракция, пустое понятие, а народ – конкретная и существенная действительность. Значение культурно-исторических типов состоит в том, что каждый из них выражает идею человека по-своему, а эти идеи, взятые как целое, составляют нечто всечеловеческое. Господство одного культурно-исторического типа, распространенное на весь мир, означало бы постепенную деградацию.

В последние годы жизни занимался опровержением дарвиновской теории. Труды Данилевского оказали большое влияние на развитие русской и мировой философии мысли.

- 1894      † Бобринский Алексей Павлович.

Граф, государственный деятель, генерал-лейтенант (1872), член Государственного Совета (1871—74), крупный землевладелец.

С начала Крымской войны 1853—56 гг. вступил в армию. С 1856 в качестве флигель-адъютанта состоял при Императоре Александре II, выполняя его личные поручения.

С мая 1871 г. служил товарищем министра путей сообщения, с сент. 1871 г. управлял Министерством путей сообщения, с апр. 1872 г. являлся министром путей сообщения. Бобринский содействовал широкому железнодорожному строительству; к моменту его отставки (июль 1874 г.) сеть железных дорог в Европейской России превысила 21 тыс. верст.

- 1910      Толстой Лев Николаевич.

Лев Николаевич Толстой (род. в 1828 г.) всемирно знаменитый русский писатель. Родился в аристократической графской семье. Трудно найти человека, который бы не знал Толстого как писателя; гораздо меньше людей знают о его духовных заблуждениях, за которые граф в 1901 г. был отлучен от Православной Церкви и предан анафеме.

- 1920      Указ патриарха Тихона.

Указ № 362 от 20. 11. 1920 г. об автономном самоуправлении епархий при невозможности беспрепятственной связи с возглавлением Церкви в Москве - этот указ стал основой каноничного существования Русской Зарубежной Церкви.                                                                                                  

- 1937    

В Казахстане, близ города Чимкента, в местности называемой Лисья балка, постановлением тройки УНКВД по Южно-Казахстанской области были расстреляны святитель Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский, святитель Иосиф (Петровых), митрополит Петроградский (язык не поворачивается пользоваться тогдашним титулом) и святитель Евгений (Кобранов), епископ Ростовский. Вместе с ними были расстреляны отбывавшие ссылку в Южно-Казахстанской области священники, монахини и миряне. 

Все пострадавшие были прославлены в лике новомученников в 1981 г. Русской Пр. Церковю Зарубежом и Московской Патриархией в 2000 г. Только митрополит Иосиф не был включен в списки прославляемых МП.

- 1937     † Кирилл (Смирнов).

Священномученик, митрополит Казанский и Свияжский (род. 26.04.1863 г.). Родился в семье псаломщика в г. Кронштадте Петербургской губ. Окончил Петербургскую духовную академию.

Во время февральских событий 1917 г. владыка предупреждал: «Если не удержимся от глумлений над своим прошлым, то напишем такую первую страницу своей истории, которую следующие поколения будут читать с краской стыда на лице, готовы будут вырвать ее, но нет таких ножниц, которыми можно было бы вырезать что-либо из памяти истории».

Во время первой мировой войны по инициативе святителя организуются сборы средств для нужд фронта, лазареты при монастырях, приюты для детей, у которых погибли родители, различные комитеты помощи воинам.

На Поместном Соборе владыка был выдвинут вторым в числе первоначально избранных 25 кандидатов на патриаршество. Также он был избран членом Священного Синода при патр. Тихоне.

По завещательному распоряжению патр. Тихона от 25 дек. 1924 г. он назначается первым кандидатом на должность Патриаршего Местоблюстителя. Вскоре святителя снова отправляют в ссылку. По этой причине, после кончины св. патр. Тихона, он не смог восприять должность Местоблюстителя и им стал сщмч. митр. Петр (Полянский).

В 1937 г. он был расстрелян в Лисьем овраге под Чимкентом вместе с митр. Иосифом (Петровых) и еп. Евгением (Кобрановым).

- 1937      Иосиф (Петровых)

Священномученик, митрополит Ленинградский.

Бесстрашно в своих проповедях он обличал богоборцев: «Вам нужно уничтожение Христа, мне нужно Его процветание... По-вашему, мы – мракобесы, по-нашему, Вы –настоящие сыны тьмы и лжи. Вам доставляет чудовольствие издеваться над религией и верующими, таскать по тюрьмам и гонять по чссылкам ее служителей. Нам кажется величайшей дикостью, позором позоров XX в. ваши насилия над свободой совести и религиозными убеждениями человечества... Мы готовы на все мучения, но правды Христовой никогда не принесем в жертву посмеянию и мракобесию безбожия <своей веры>».

С мая 1924 г. владыка избран членом Св. Синода при Патриархе Тихоне. В 1924 и 1925 гг. временно управлял Новгородской и Старорусской епархией. После кончины Святейшего Патриарха Тихона в 1925г. Местоблюстителем Патриаршего Престола согласно его завещанию стал сщмч. Митр. Петр (Полянский).

В своем распоряжении за несколько дней до ареста он поставил владыку третьим кандидатом в заместители Патриаршего Местоблюстителя после митр. Сергия (Страгородского) и митрополита Киевского Михаила (Ермакова).

В 1926 г. назначен на Петроградскую кафедру в сане митрополита «по настоятельной просьбе верующих» Петрограда, как говорилось в Указе. Из послушания преосвящ. Иосиф принял назначение, но возражал, чтобы именоваться «Ленинградским».

В начале декабря 1926г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) был арестован, и его обязанности временно перешли к владыке Иосифу.

Владыка признавал единственным каноническим первоиерархом Русской Церкви сщмч. митр. Петра (Полянского, память 27 сентября), что являлось для него самого гарантией избежания раскола. На одном из допросов владыка мужественно сказал: «Никакими репрессиями со стороны советской власти наше движение не может быть уничтожено. Наши идеи, стойкость в чистоте Православия пустили глубокие корни».

Отказавшись от компромиссов с безбожной властью, сщмч. Иосиф сознательно выбрал свой путь мученика за веру. Всю остальную часть своей жизни владыка провел в ссылках и местах лишения свободы. Расстрелян в Лисьем овраге под Чимкентом (Казахстан).

19 ноября       21 ноября


Назад к списку