БИБЛИОТЕКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

18 ноября

(5 ноября по старому стилю)

- Иона.

Девушки, которые хотели побыстрее выйти замуж, разбрасывали на заре этого дня вокруг своего дома мелкие монетки и предметы рукоделия для привлечения женихов.

Говорили, что с этого дня осень разъезжает на гнедой кобыле.

 К этому дню заканчивали уборку редьки. Редьку в основном употребляли в постные дни в двух видах: или очищенную редьку натирали на терке, солили, прибавляли рубленого лука и постного масла и наливали кваса, или резали тонкими ломтиками, солили и давали постоять, пока она не даст сок, тогда добавляли нарезанный ломтиками лук и постное масло. Молодая редька обычно подавалась на стол только со сливочным маслом и солью.

- 1470      † Святитель Иона, архиепископ Новгородский.

Новгород. По улицам города идет, юродствуя, монах. Толпа детей бежит за ним, ругаясь, бросает камни и всякую нечистоту. Монах, не обращая на то внимания, подходит к мальчику, скромно стоявшему у церковного дома; берет его за волосы, подымает выше себя и говорит: “Иоанн, учись книгам прилежно, ты имеешь быть архиепископом великому Новгороду”. И действительно, отрок сей, отданный матерью ради сиротства своего в обучение к диакону, делается впоследствии знаменитым святителем новгородским Ионой, великим молитвенником за установление в России самодержавия. И предуказанный блаженным Михаилом Клопским, Христа ради юродивым, святитель Иона причисляется затем к лику святых.
Святитель Иона пользовался большим уважением в Москве, и в его святительство московские князья не посягали на независимость Новгорода. Московский митрополит святой Иона (1449-146) был другом новгородского святителя и хотел видеть его своим преемником. Архиепископ Иона построил первый на новгородской земле храм в честь Преподобного Сергия Радонежского (в 1463 г.).

К этому времени относится начало основания Соловецкого монастыря. Святитель Иона оказал большую помощь и содействие устройству обители. Преподобному Зосиме он выдал особую благословенную грамоту, по которой отдавал (вместе с мирскими властями Новгорода) во владение новой обители весь Соловецкий остров.

После многих трудов святитель, чувствуя приближение своей кончины, написал духовную, завещая похоронить тело его в Отенской обители. 5 ноября 1470 года, причастившись Святых Таин, святитель отошел ко Господу.

- 1699      Царь Петр I издал первый указ "О наборе вольных людей и кто похочет в службу идти" в солдаты.

Указ положил начало формированию регулярной армии России на новых организационных началах.

- 1704     В Петербурге заложена судостроительная верфь "Адмиралтейский дом".

Царь Петр I лично разработал подробный проект и выполнил чертеж будущего Адмиралтейства. Еще за полтора месяца до закладки верфи под личным наблюдением и руководством Царя началось строительство первой серии из двадцати русских "бригантинов нового манера", спроектированных Федором Скляевым по идее Царя.

Первым скоростным парусным военным судном, построенном на верфи вскоре после ее официального открытия, была заложенная Петром по собственному чертежу шнява "Лизет". Вслед за ней на стапелях Адмиралтейства начали закладывать и другие суда, но строительство многопушечных линейных кораблей развернулось только после победы под Полтавой и взятия у шведов Выборга, т. е. в 1709-10 гг.

Верфь просуществовала до 1844 года, а затем в здании Адмиралтейства были размещены органы управления флотом.

- 1804

Появились уставы средних и нижних учебных заведений подведомственных университетам, и грамоты и уставы университетов Московского и вновь учрежденных Харьковского и Казанского.

- 1894

В заседании французского Сената, его председатель Шалльмель-Лакур сказал в своей речи (5 ноября 1894 г.) на смерть Императора Александра III, что русский народ переживает «скорбь утраты властителя, безмерно преданного его будущему, его величию, его безопасности; русская нация под справедливой и миролюбивой властью своего Императора пользовалась безопасностью, этим высшим благом общества и орудием истинного величия».

- 1913      † Миллер Всеволод Федорович.

Филолог, глава исторической школы, ориенталист. Академик (с 1911 г.). Родился в Москве. Окончил Московский университет в 1870 г. Ученик Ф. И. Буслаева.

Профессор Московского университета, директор Лазаревского института восточных языков. В 1884—97 гг. — хранитель Дашковского этнографического музея. Разрабатывал вопросы народного творчества, древнерусской литературы, мифологии, сравнительного языкознания; в 70—80-е изучал этнографию, фольклор, язык и археологию осетин и древних иранских народностей Кавказа, результатом чего явился фундаментальный труд «Осетинские этюды».

- 1915      † Флавиан.

В миру Городецкий Николай Николаевич, митрополит Киевский и Галицкий, церковный и общественный деятель. Родился 26.07.1840 г. Из старинного дворянского рода Симбирской губ.

17 февр. 1866 г. он принял монашество с именем Флавиан, а на следующий день был рукоположен во иеродиаконы.

6 июня 1873 г. он был включен в состав Православной Пекинской Духовной миссии. Деятельность Флавиана в Китае была весьма плодотворной. Он овладел не только устной речью, но и китайской письменностью. По поручению начальника миссии он занялся переводом на китайский язык книг религиозно-нравственного содержания, исполняя при этом обязанности священнослужителя Миссии.

21 февр. 1898 г. преосвящ. Флавиан был назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским со званием экзарха Грузии и члена Св. Синода.

Высшей оценкой его деятельности в Грузии явилась Высочайшая грамота, пожалованная 6 мая 1900 г. вместе с орденом св. Александра Невского. Позднее, в 1910 г., Флавиан был награжден и высшей наградой России — орденом св. Андрея Первозванного.

В дни смуты и анархии 1905 г. митрополит всю свою нравственную силу обратил на борьбу с разрушителями государственности.

Чтобы вразумить духовенство, зачастую шедшее на поводу у бунтовщиков, Флавиан обнародовал послание «Пастырям Киевской епархии», где писал: «Нужно и даже должно сказать, что для нашей нелицемерной преданности Церкви Православной предстоит теперь испытание, равно как предстоит испытание и для всех православных в крепости их веры. Теперь нет преград, удерживающих немощных верою в ограде церковной, и нам, пастырям нельзя закрывать глаз своих от напряженной деятельности врагов Церкви Православной. По местам они ведут уже против нее усиленную и открытую борьбу, стараясь путем воззваний, подговоров, угроз и даже насилий отторгнуть от нее возможно большее число ее чад… Пастыри Киевской Церкви! Исполняйтесь духом святой Христовой веры! Никогда не забывайте того, что внутренняя сила нашего православия велика и неисчерпаема. Этой силы достанет на все времена. Исполнившись сами духом и силою православия, вносите теплоту и свет его и в среду вверенной вам от Бога паствы. Больше теплоты, больше сердечности, больше убежденности в вере, пастыри!».

Митр. Флавиан, будучи сам по своим убеждениям твердым монархистом, оказывал содействие патриотическому движению. Он не только приветствовал открытие III Всероссийского съезда русских людей в Киеве 1–7 окт. 1906г., но и лично совершил торжественный молебен перед его открытием, а также произнес напутственное слово: «Православные Русские Люди! Горячая любовь к дорогой нашей родине и искреннее желание прийти ей на помощь в переживаемую нами тяжелую годину, подвергли нас собраться со всех концов России, в наш богоспасаемый Киев, на Третий Всероссийский Съезд Русских Людей. Как предстоятель церкви Киевской, я сердечно приветствую собрание ваше и от всей души желаю, чтобы оно еще теснее объединило всех нас между собой и еще сильнее укрепило союз наш во благо единой неделимой России и православного Русского Народа с Самодержавным Царем. Господь да поможет вам в вашей деятельности, направленной на пользу Отечества и Церкви Православной, и да увенчает полным успехом все благие намерения и стремления ваши».

- 1917       Состоялось избрание патриарха путем жребия из трех кандидатов - архиеп. Антония, архиеп. Арсения и митр. Тихона.

При чтении Апостола из Успенского собора в сопровождении митрополита Платона была внесена Владимирская икона Божией Матери. По окончании литургии и молебного пения митрополит Владимир вынес ковчежец с именами кандидатов на амвон, благословил им народ и снял с него печати. Из алтаря вышел, почитаемый в народе, старец Зосимовской пустыни иеросхимонах Алексей. Митрополит Владимир благословил его. Отец Алексей, кладя земные поклоны, трижды совершил крестное знамение. Затаив дыхание, все ждали изъявления воли Божией о новом первосвятителе Русской Церкви. Помолившись, старец вынул из ковчежца жребий и передал его митрополиту Владимиру. Архипастырь вскрыл жребий и внятно прочитал: “Тихон, митрополит Московский. Аксиос!” “Аксиос! Аксиос! Аксиос!” — повторили за ним народ и духовенство.

- 1918      Адмирал Колчак устанавливает антибольшевистский диктаторский режим в Омске.

Принимает титул Верховного правителя России и назначается верховным главнокомандующим всех Белых армий.

- 1920      В РСФСР разрешены аборты, как говорилось - "в интересах женщин".

17 ноября        19 ноября


Назад к списку