14 ноября
(1 ноября по старому стилю)
- III в. Святые Косма и Дамиан Азийские.
Собор Святых врачей-безсребреников.
Издревле распространено почитание св. врачей-безсребренников Космы и Дамиана на Руси. 1/14 ноября было принято в храмах Косьмы и Дамиана молиться об исцелении от недугов. В наши дни создано Всероссийское общество православных врачей (председатель Исполнительного комитета профессор-кардиолог А.В. Недоступ) предложившее праздновать этот день как Собор православных врачей, которых в православной истории было прославлено очень много. В том числе Церковь празднует целых три святых двоицы Космы и Дамиана.
Простой русский люд называл свв. Косму и Дамиана Божиими кузнецами; мастера кузнечные считали их своими покровителями и потому почитали грехом работать в своих мастерских в день их памяти. Во многих местах в честь Космы и Дамиана исстари бытовал обычай изготовлять к 1 ноября какие-либо обетные работы и вырученные за них деньги употреблять на покупку свеч к иконам или для раздачи нищим.
По народному представлению, эти святые сами занимались кузнечным делом ковали плуги и раздавали их людям для возделывания земли. Народные загадки кованую железную цепь называют Кузьмою, применяясь в этом случае к имени св. Космы, Божьего кузнеца: «Узловат Кузьма, развязать нельзя». Как Божьим кузнецам, свв. Косме и Дамиану народная фантазия приписывала в виде атрибута одно из важнейших кузнечных орудий — молот и ставила в зависимость от них заключение брачных союзов. Сковать свадьбу — значило как бы утвердить те невидимые нравственные цепи (взаимные обязанности), какие налагают на себя вступающие в супружество. Наши предки приписывали свв. Косме и Дамиану покровительство над свадьбами, особенно которые совершались в сельском быту около дня памяти этих угодников, благодаря главным образом созвучию имени Космы с народным названием молота кузлом. Совпадение со днем свв. Космы и Дамиана явлений зимней природы послужило основанием для следующих народных примет: «Кузьма закует,
а Михайло раскует: Кузьма и Дамиан с гвоздем». Наконец, свв. Косма и Дамиан были известны как хранители кур, поэтому и день их памяти назывался у крестьян Куриным праздником или Куриными именинами. В старину наши предки соблюдали Курятников: хозяйки в Москве 1 ноября собирались вокруг церкви свв. Космы и Дамиана с курами и потом рассылали их своим знакомым и уважаемым лицам в виде подарка.
С Кузьмы и Демьяна, которые считались покровителями всех рукоделий, женщины садились за зимнюю пряжу и, обращаясь к святым, просили помочь им не отстать в работе от тех, кто начал прясть раньше: «Батюшка Кузьма-Демьян! Сравняй меня, позднюю, с ранними».
Кузьминки были еще и девичьим праздником. В этот день девушки собирались вместе и готовили стол, а вечером приглашали в гости холостых парней. Обязательным блюдом была каша. Кузьминки продолжались «до света», а потом парни, расправившись с угощением, отправлялись воровать чужих кур. К кражам такого рода крестьяне относились снисходительно, потому что они сулили им много кур на будущий год.
- 1661 † Морозов Борис Иванович.
Видный государственный деятель. Происходил из старинного боярского рода.
Был назначен воспитателем (дядькой) наследника престола Алексея Михайловича. В 1645 г. наследник стал Царем, а Морозов выдвинулся на первое место в управлении государством. Породнился с Царяем женившись на родной сестре царицы Милославской. "Муж крепкодумный и строитель дел царских прилежный", Морозов проводил политику реформ для увеличения государственных средств. Управляя страной с той же скаредной рачительностью, что и своими многочисленными вотчинами, Морозов ввел косвенный налог на соль, сократил жалованье служилым людям, выколачивал недоимки, сажая в приказы своих родственников и сторонников. Морозову удалось значительно поправить гос. финансы и таким образом подготовить успешную борьбу за Украину и Польшу, но за тот же короткий срок он возбудил против себя всеобщую ненависть. Во время восстания в Москве в июне 1648 его дом был разгромлен, ближайшие помощники убиты. Спасенный от разъяренной толпы в царском дворце, Морозов был отправлен в Кирилло-Белозерский монастырь, но через 4 мес. возвращен в Москву.
Принял активное участие в подготовке Уложения 1649 г.. Был обязательным членом всех совещаний в царской Думе и негласно руководил правительством. В 1654г. был назначен дворовым воеводою, начальником над "полком государевым". Владел 55 тыс. крестьян, имел железоделательные, кирпичные, поташные заводы, мельницы, торговал хлебом, занимался винокурением и до конца жизни пользовался уважением и доверием Царя Алексея Михайловича.
- 1708 Взятие Батурина.
Русские войска под предводительством Меньшикова взяли Батурин - столицу гетмана Мазепы.
- 1772
В Карасубазаре крымский хан подписал с князем Долгоруковым договор, по которому Крым объявлялся независимым ханством под покровительством России. К России переходили морские черноморские порты Керчь, Кинбурн и Еникале. Оставив гарнизоны в крымских городах и освободив более десяти тысяч русских пленников, армия Долгорукова ушла к Днепру.
- 1906 Первая встреча Императора Николая II с "Божьим человеком" Г.Е. Распутиным.
- 1907 Открытие III Государственной Думы.
- 1908 † Алексей Александрович Романов.
Родился 2.1.1850 г. Четвертый сын Императора Александра II и Императрицы Марии Александровны.
Генерал-адъютант (с1880 г.), адмирал (с1988 г.). Был любимым братом Александра III.
С 1881 г. главный начальник флота и морского ведомства. За время его управления морским ведомством и флотом преобразованы корпуса инженер-механиков и корабельных инженеров, увеличено число флотских экипажей, построено много броненосцев и крейсеров, устроены порты Севастопольский, Порт-Артур, увеличено число эллингов, расширены доки в Кронштадте, Владивостоке и Севастополе.
- 1908 † Бартенев Юрий Петрович.
Активный участник монархического движения в Москве, один из организаторов и руководителей Союза Русских Людей (СРЛ) и Всенародного Русского Союза.
Родился в Москве, сын выдающегося историка и библиографа, основателя журнала «Русский архив» П. И. Бартенева (1829—1912), который и сам состоял членом СРЛ, крестник И. С. Аксакова.
Бартенев состоял деятельным членом многих монархических организаций. Он участвовал в деятельности старейшей патриотической организации Русского Собрания (РС). Много шума наделал его доклад «Оказененная правда», который он прочитал в стенах РС 21 окт. 1907. В докладе Бартенев сформулировал традиционно славянофильский образ Самодержавия. Он был одним из инициаторов и руководителей СРЛ, в котором долгое время исполнял обязанности товарища председателя, и Всенародного Русского Союза, объединившего все московские патриотические организации. Бартенев был участником нескольких монархических съездов.
Он был участником депутации московских монархистов на Высочайшем приеме 1 дек. 1905 г.
В н. осени 1908 г. поехал лечиться от болезни сердца в Германию в Веймар, где внезапно скончался и в Отечество вернулся уже в гробу. Московскими монархистами внезапная кончина Бартенева, в самом расцвете сил, была воспринята с величайшей скорбью. 5 нояб. на учредительном собрании Московского Союза Русского Народа (СРН) прот. И. И. Восторгов отслужил панихиду,
- 1914 Ченстохово-Краковская операция.
Наступательная операция Первой мировой войны, русских войск правого крыла Юго-Западного фронта в Южной Польше, проведенная с 1 по 11 ноября.
- 1914
Во время поездки по военным госпиталям Государыня Императрица Александра Федоровна со старшими дочерьми посетила Лугу, Псков, где работала княжна Мария Павловна младшая, Вильно, Ковно и Гродно, где 1 ноября встретилась с Государем. Тут произошел трогательный случай с умирающим офицером, который желал увидеть Государя и умер в его присутствии, после того как Государь, поцеловав его, надел на него Георгиевский крест.
- 1918
С 1 по 20 ноября в Томске проходило Сибирское церковное совещание, в котором участвовали 13 архиереев, возглавлявших епархии Поволожья, Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также 26 членов Всероссийского Собора из духовенства и мирян, оказавшихся на этой территории, не подконтрольной советской власти и занятой впоследствии войсками адмирала А. В. Колчака.
- 1920
Корабли белого флота, увозившие в неизвестность многие тысячи военных и беженцев, вышли из Севастопольской бухты 14 ноября 1920 года. Этот исход Русской армии генерала Врангеля за пределы Отчизны официально принято считать временем окончания Гражданской войны на Юге России. Эвакуация проходила организованно и относительно спокойно. Порядок поддерживался специально организованными командами, состоящими главным образом из юнкеров и казаков. Для эвакуации были задействованы все имеющиеся в распоряжении Врангеля суда, способные пересечь море. Часть людей грузилась также на иностранные корабли – французские, английские, американские. Поэтому картины панического бегства белогвардейцев из Крыма, в частности, из Севастополя, показанные советским кинематографом, имеют мало общего с реальностью.
Генералу Врангелю удалось эвакуировать с полуострова 145693 человека (из них около 5000 раненых и больных). Из страны было вывезено: до 15 тысяч казаков, 12 тысяч офицеров, 4-5 тысяч солдат регулярных частей, более 30 тысяч офицеров и чиновников тыловых частей, 10 тысяч юнкеров.
13 ноября 15 ноября
Назад к списку