10 ноября
(28 октября по старому стилю)
- Параскева Пятница.
Великомученица (III в.). Родители мученицы особенно чтили день недели, посвященный воспоминанию Страстей Господних, — Пятницу: чтили постом, молитвой и милостыней. За это Бог послал им в этот самый день недели дочь, которую они и назвали Пятницей, или по-гречески — Параскевой. Рано лишившись отца и матери, она приняла обет девства и стала заботиться о распространении христианской веры между своими согражданами-язычниками.
Приведенная за это под суд к начальнику области, посланному в Иконию для истребления христиан, св. Параскева, еще совсем юная дева, «женскую слабость отвергши», дерзновенно отразила прельщения и угрозы мучителя, заставлявшего ее принести жертву идолам. Тогда св. исповедницу повесили на дереве и стали терзать ее тело железными гвоздями, жечь факелами и наконец отрубили голову.
Большим почитанием пользовалась Параскева Пятница у простого народа. Ей молились о сохранении домашних животных, она исцеляет тяжелые душевные и телесные недуги, особенно лихорадку или зубную боль, помогает в случаях диавольского наваждения. Она охраняла семейное благополучие и счастье, покровительствовала торговле (отсюда известные в прежние времена пятницкие ярмарки), считаясь покровительницей воды: ее образ нередко чудесно являлся на реке или в колодце, вследствие чего вода приобретала целебную силу.
В былое время даже церкви, посвященные святой Параскеве, назывались Пятницами. Так же назывались в старину на Руси и придорожные небольшие часовни. У простого русского люда великомученица Параскева называлась Пятницей, Пятиной, Петной.
Иконы Параскевы-Пятницы в старину были почти в каждом доме. Перед ними молились о всяком благополучии и счастии домашнем, а также от дьявольского наваждения, от лихорадок, зубной, головной и других болезней.
Цветы и травы, которыми украшали образы Параскевы-Пятницы, так-же почитались целебными. В случае какой-либо болезни предки наши варили их в воде и этим отваром поили больного.
В честь святой Параскевы составлены были особенные молитвы, которые носились на шее и считались «оберегом» от разного рода болезней. Молитвы эти нередко привязывались к голове в чаянии исцеления от головной боли.
Параскева признаваема была также покровительницей полей и скота, и потому в былое время во многих местах в день памяти служили молебны, а в церковь для освящения приносили овощи и фрукты.
Но иногда святая Параскева представлялась нашим предкам в грозном виде. Так, в «Стоглаве» говорится, что «по погостам и по селам лживые пророки мужики и женки, и девки, и старыя бабы, нагия и босыя, волосы отрастив и распустив, трясутся и убиваются, и говорят, что им является святая Пятница и Настасия и велят им, чтобы они заповедали христианам каноны засвечивати. Женщины эти,— как замечает далее Стоглав, — и заповедывают христианам в среду и пятницу ручнаго дела не делати, и не прясть, и платья не мыть, и каменья не разжигати, и иные заповедают богомерзкие дела делать, противныя божественному писанию». Во многих местах по пятницам женщины не пряли, не варили щелока, не стирали белья, не выносили из печи золы, и крестьяне не пахали, не бороновали, почитая эти работы в этот день большим грехом. Говорили: «В день Парасекевы не золят белья, а то на том свете Пятница гоняться будет».
Параскева считалась «бабьей» святой и покровительницей брака. «Матушка Пятница-Параскева,— молились в старину девицы,— покрой меня поскорее (т. е. пошли скорее жениха)».
- 1651 † Преподобный Иов Почаевский.
Прп. Иов, игумен и чудотворец Почаевский – уроженец Галиции, родоначальник знаменитой Почаевской лавры, – постригся в монахи в возрасте 12 лет, а скончался 28 октября 1651 г. в 102-летнем возрасте. Нетленные его мощи были открыты 28 августа 1659 г. Неутомимый борец с унией и латинством, сподвижник Богдана Хмельницкого в его борьбе за Православие и русскость, просветитель народа посредством книгопечатания – прп. Иов явил собою редкое сочетание культурной и политической работы с аскетическим отшельничеством.
- 1709 † Святитель Димитрий Ростовский.
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский – подвижник благочестия, знаменитый 20-летним трудом по составлению Житий Святых.
Как современник Петра I, Димитрий Ростовский был его истинным сподвижником и помощником, приняв также участие в его постановлениях об усах и бороде, написав с этой целью трактат под заглавием: «Рассуждение об образе Божии и подобии в человеце».
Нетленные мощи святителя были обретены 21 сент. 1732 г., при разборе опустившегося помоста в церкви Зачатия Богоматери, и от св. мощей, равно как и святительских одежд, начали истекать исцеления одержимым различными болезнями. Св. Синод, по освидетельствовании св. мощей и бывших чудес, причислил свт. Димитрия к лику свв. чудотворцев Российских 22 апр. 1757 г. С 10 ноября 1991 г. честные мощи св. Димитрия пребывают в Яковлевском монастыре Ростова Великого.
Память свт. Димитрию празднуется 21 сентября в день обретения мощей.
- 1853 † Феофил (Горенковский).
Христа ради юродивый Китаевский (Киевский). Родился в семье священника Киевской губ.
В 1827 г. о. Феодорит был рукоположен в сан иеромонаха и назначен экономом Братского монастыря. Вскоре он подал прошение об увольнении его от сего суетного послушания, прося разрешения удалиться в пещеры. Получив отказ, о. Феодорит пошел путем особого подвижничества и воспринял на себя великий подвиг Христа ради юродства.
Имея стремление к наивысшим подвигам иноческого благочестного жития, о. Феодорит в 1834 г. принял схиму и был наречен новым именем — Феофил.
В 1849 г. о. Феофил был перемещен в Китаевскую пустынь близ Киева. Благодаря ее пустынному местоположению старец получил там утешение уединения. В лесу он отыскал себе пень от большого дерева и простаивал на нем в молитве сутками. Еще он молился в огромном дупле дуба, в котором у него горела лампадка и висело Распятие.
В начале Крымской войны старец безутешно плакал, а предузнав о неудачном для нас кровопролитном сражении, изранил себе тело терновником. На вопрос: зачем он это сделал? — ответил: «Это моя жертва. Жертва за русских воинов, сегодня ночью за Веру, Царя и Отечество на поле брани живот свой положивших...».
- 1866 Венчание Цесаревич Великого Князя Александра Александровича и Великой Княгини Марии Феодоровны.
Родители Императора Николая II.
Старец митрополит Филарет Московский писал новобрачным: "Да будет супружеский союз полон чистой и совершенной любви, да будет счастие семейной жизни вашей облегчением подвигов вашей царственной жизни". Наследник отвечал владыке: "Да будут услышаны Всемогущим эти молитвы старейшего и достойнейшего иерарха Русской Церкви, да будет нам дано споспешествовать благоденствию благочестивейших родителей наших и заботам чадолюбивого нашего отца и Монарха о горячо любимой России…".
Молодые поселились в Аничковом дворце, в котором до воцарения жил и Император Николай I.
- 1905 28-го числа Св. синод обратился ко всероссийской пастве с разъяснениями Манифеста Николая II.
Помимо общих слов и повторений основных положений манифеста, изменения в политической системе характеризовались как произошедшие "в соответствии с мерой общественной зрелости народа". В послании содержался призыв к пастве быть достойными доверия Царя и выражалась надежда, что дарованные с высоты трона свободы послужат "не свободой на своеволие и буйство мятежное, ведущее ко вражде братоубийственной", а "свободой мира и любви не только к друзьям и братьям христианам, но и к лицам, чуждым Святой веры нашей".
Вместе с тем послание содержало и своеобразное предостережение членам правомонархического, черносотенного течения. В послании говорилось: "Тяжкий грех берёт на свою душу тот, кто думает мятежом и насилием сослужить верную службу своему Государю. Он послужит лишь тайным или явным Его врагам". Такое предупреждение было вызвано чередой еврейских погромов, прокатившейся по средним и южным городам России.
В обоих посланиях Св. синода (22 и 28 октября) не содержалось, по сути, никаких оценок самому революционному движению: не было предупреждений пастве от вступления в радикальные противоправительственные организации, не говорилось об их антимонархических целях и задачах. Члены Св. синода не сочли нужным разъяснить православным ни о значении проходивших буквально повсеместно демонстраций под красными знамёнами, ни о лозунгах вроде "Долой царя", ни об оскорблении религиозных чувств православных, выразившихся, например, в массовых осквернениях и уничтожениях портретов императора – помазанника Божия, и проч.
Характер упомянутых посланий представителей церковной иерархии дал повод объединённому собранию руководящего состава монархических партий и союзов Киева дать им такую оценку: "Оба указанные акта Святейшего Синода …можно сказать, проникнуты космополитизмом, при совершенном пренебрежении национальной идеей. …Революционеры, деятельность которых осталась без оценки со стороны Святейшего Синода, тем самым получили могущественную поддержку со стороны этого высокого церковного учреждения для распространения и осуществления на деле их разрушительных лжеучений. …Этими поучениями Святейший Синод дал 40 тысячам священникам образец того, что они должны и чего не должны говорить народу. И многотысячное духовенство в массе своей молчало о революционерах: огромное большинство потому, что само не понимало, что происходит на Святой Руси; более же чуткое меньшинство, за редкими исключениями, устрашённое указами Святейшего Синода, боялось разъяснять народу значения революции и её вдохновителей и борцов. Но рядом с этими существовало ещё и такое революционное меньшинство духовенства, которое нагло призывало народ вступить в ряды революционеров".
- 1915
Улучшение положения на фронте после принятия Государем командования должны были признать и противники власти. На заседании «Прогрессивного блока» граф Д.А. Олсуфьев заявил: «Мы относились трагически к перемене командования. Все мы ошиблись. Государь видел дальше. Перемена повела к лучшему».
- 1916
Император Николай вместе со своим сыном цесаревичем Алексеем прибыл в Киев в вагоне специального литерного поезда, который служил Государю и командным пунктом, и домом на колесах. Царь и наследник престола немедля отправились под своды Софийского собора, приняли участие в молебне, а на следующий день побывали в слободках на левобережье Днепра.
Это был последний визит последнего российского Царя в город, где крестили Русь.
- 1916
Государь Император Николай II дает разрешение на брак своей сестре Ольге Александровне с Николаем Александровичем Куликовским - ротмистром Ахтырского гусарского полка, когда Государь посетил руководимый ею лазарет с ранеными в г. Киеве.
Первый брак Великой Княгини Ольги Александровны с Принцем Петром Ольденбургским был неудачен. Брак не повлек за собою рождения семьи с радостями материнства и домашнего уюта. Как-то, будучи на параде в Павловске, Великая Княгиня повстречалась с Николаем Александровичем Куликовским, офицером, служившим в Лейб-гвардии кирасирском Ея Величества полку — "синих" или "гатчинских" кирасиров. Эта встреча оказалась "любовью с первого взгляда". Великая Княгиня, будучи очень прямолинейным человеком, жизненный девиз Которой можно было определить словами: "Быть, а не казаться!", сразу попросила развод с намерением выйти замуж за молодого офицера. Государь же решил, что Она еще молода, жизни не знает и что это, вероятно, лишь временное увлечение, и предложил Ей подождать семь лет.
Её старший Брат Государь Николай Александрович, Которого Она горячо любила, был для Неё одновременно державным Отцом и Августейшим Покровителем. Она безропотно подчинилась Его решению, смирившись терпеливо ждать семь долгих лет.
- 1917 Всероссийский Собор вынес историческое решение:
1. В Русской Православной Церкви высшая власть — законодательная, административная, судебная и контролирующая — принадлежит Поместному Собору, периодически в определенные сроки созываемому в составе епископов, клириков и мирян.
2. Восстанавливается патриаршество, и управление церковное возглавляется Патриархом.
3. Патриарх является первым между равными ему епископами.
4. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору.
- 1941 Начало Тихвинской наступательной операции.
- 1982 † Брежнев Леонид Ильич
Генеральный секретарь ЦК КПСС.
9 ноября 11 ноября
Назад к списку