БИБЛИОТЕКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

20 октября

(7 октября по старому стилю)

- Святоборы.

Сергий зимний, народное название дня мчч. Сергия и Вакха, а также Сергия Обнорского, Нуромского, ученика Сергия Радонежского.

Считалось, что с этого дня начинается зима. Дневной снег не лежит — вскоре растает, а если выпал ночью — будет лежать. В этот день Православная Церковь отмечает память Сергия Нуромского, в вологодских лесах обосновавшегося и своей святой жизнью прославившегося.

В народе сохранялись предания о языческом божестве Боре — повелителе лесов и покровителе зверей. После принятия христианства Бора стали называть Святобором. Жил он в дупле огромного многовекового дуба, через дупло спускался под землю, где хранились несметные сокровища Великой Руси. Через много лет на том месте поселился Сергий Нуромский. Много общего у него было со Святобором. Оба они являлись хранителями самого главного сокровища русского народа — Православной веры. Они боролись за Святую Русь, потому и называли их Святоборами.

- 1301    Родился Великий Князь Александр II Михайлович (1326-1328).

- 1747    † Барский Василий Григорьевич.

Инок-подвижник, знаменитый путешественник по святым местам. Род. в 1701 г.

Василий Григорьевич Киевский (Барский) (1701–1747), – известный русский паломник, автор путевых записей "Пешеходца Василия Григорьевича Барского-Плаки-Альбова путешествие к св. местам в Европе, Азии и Африке находящимся, предпринятое в 1723 и оконченное в 1747 году, им самим писанное". В записках содержится богатый и разнообразный географический, историко-археологический и искусствоведческий материал по странам Средиземноморья и Ближнего Востока. Особенно тщательно описана гора Афон с ее монастырями и книжными сокровищами.

- 1812    Псково-Печерская икона Божией Матери "Умиление".

Была написана и принесена в Псково-Печерскую обитель псковскими купцами Василием и Феодором около 1521 года. Особенно прославилась чудесными исцелениями в 1524 году. Празднество иконе "Умиление" установлено 7 октября в память избавления Пскова от нашествия Наполеона в 1812 году. 

- 1812    Французы бежали из Москвы.

Отягощенные святотатственно награбленным добром, выходили французы из Москвы, не чуя, какая ждет их погибель.

Народ за поругание веры, за разорение церквей, за пожар Москвы, за гибель городов провожал их страшною карой: ополчились старики, дети; женщины собирались в отряды, туша французскою кровью московский пожар. Засвирепели злые вьюги и жестокая стужа, пришел голод, и враги гибли тысячами. Но больше всего било их русское оружие, так что от грозного воинства Наполеонова лишь белые кости остались на русских полях. Только ничтожный остаток грозной его силы добрел до Франции и поведал там, как встречает Русская Земля своих недругов.

- 1925     † Иона (Покровский).

Святитель, епископ Ханькоуский. Родился в бедной крестьянской семье в Калужской губ. Окончил Казанскую духовную академию, на 3 курсе которой принял монашеский постриг. После пострига о. Иону отправили в Оптину пустынь, где он получил духовное руководство от старцев Иосифа и Анатолия.

После захвата власти большевиками о. Иона пожелал стать военным священником и вступил в Белую армию.

В 1918 г., преследуемый большевиками, о. Иона выехал из Казани и отправился в Пермь. Там он был схвачен богоборцами, избит, арестован и отправлен для суда в Тюмень, но в Тобольской губ. его освободили Белые войска.

Из Тобольска по Иртышу он добрался до Омска, где определением Высшего Церковного Управления, действовавшего на территории Сибири, был возведен в сан игумена с должностью главного священника Южной Армии. В 1920г. о. Иона оказался в Синь-Цзяне (Китай), куда вступили части русской Белой гвардии — атаманов Б. В. Анненкова и А. И. Дутова.

В 1922 г. о. Иона был хиротонисан в епископа Тань-Цзинского, викария Пекинской епархии с назначением настоятелем Иннокентиевского миссионерского собора в г. Маньчжурия. Новый владыка оживил православную жизнь края, превратив его в островок Святой Руси в Китае. Еп. Иона издавал литературу духовно-нравственного содержания, читал лекции.

Получив заражение крови и зная, что исцеление невозможно, епископ спокойно попрощался со своей паствой, исповедался и приобщился Святых Таин, сам прочитал себе канон на исход души и отошел ко Господу.

В 1996 г. канонизирован Русской Церковью за Рубежом.

- 1931    † Свенцицкий Валентин Павлович.

Протоиерей. В сан иерея был рукоположен в Петрограде митр. Вениамином (Казанским). Духовный сын Оптинских старцев. Соединив в себе дух монашеского умного делания и пастырства, он принял на себя крест священнического служения в революционной Москве. Отец Валентин выдвинул идею особого пути духовного совершенствования, который назвал «монастырем в миру». Речь шла о том, чтобы внутренне, духовно воздвигнуть как бы монашескую стену между своей душой и миром, во зле лежащем, не допускать, чтобы его суета и зло захлестнули душу.

Отец Валентин Свенцицкий скончался 20 октября 1931 г. в городе Канск, и когда гроб с телом привезли в Москву, оказалось, что тело его ничуть не подверглось тлению, хотя поезд шел 3 недели. Могила о. Валентина находится на Введенском (Немецком) кладбище в Москве.

- 1987    † Колмогоров Андрей Николаевич

Выдающийся русский математик.

19 октября       21 октября


Назад к списку