17 октября
(4 октября по старому стилю)
- Ерофей лешегон.
Народное название дня сщмч. Иерофея.
По поверью, на Ерофея лешие дурят в лесу: кричат, хлопают в ладоши, хохочут, ломают деревья, гонят зверье, траву в узлы завязывают, болотные зыбуны вспучивают.
Происходит это потому, что св. Ерофей их с земли гонит. Считалось, что в этот день лешие сквозь землю проваливаются и тянут за собой все живое — зверей и птиц, траву и ягоды, грибы и орехи. Если человек попадется — и его с собой утянут. Поэтому ходить в лес в этот день было запрещено — леший нападет.
Крестьяне рассказывали: «Леший — хозяин лесов и болот, ничего и никого не боится, кроме Ерофея да еще огня, даже головешки страшится. Только крестным знамением можно от него уберечься. Почувствовав, что леший тебя водит, остановись да перекрестись, зажги ветку да оглянись — путь-то из лесу сразу и увидишь.
С Еврофея холода сильней. С Ерофея зима шубу надевает. На Ероффев день один «ерофеич» душу греет. «Ерофеич» — это старинная русская настойка, которую, по легенде, изобрел в 1768 году цирюльник графа Алексея Григорьевича Орлова, которого все звали просто Ерофеич. С ее помощью он излечил графа от болезни желудка и вернул ему аппетит. У Ерофеича было одно средство от всех болезней — настоянная на душистых травах водка.
- 1052 † Благоверный Князь Владимир Ярославович.
Святой (род. в 1020 г.), князь Новгородский. Старший сын вел. кн. Ярослава Мудрого и его супруги Ирины, в девичестве принцессы Индигерды Шведской, а в иночестве — Анны. Принимал участие во многих походах. Известен своим походом на Византию в 1043 г., окончившимся для русских неудачей, чему способствовала буря, разметавшая их ладьи.
В 1045 г. основал в Новгороде церковь во имя Святой Софии Премудрости Божией, ставшую соборным храмом и средоточением духовной жизни Новгорода. Новгородцы говорили: «Новгород там, где Святая София. Умрем, прольем кровь за Святую Софию!» Храм был закончен в 1052 г., а в том же году, 4 октября, скончался его основатель и был в нем положен рядом со своей матерью, скончавшейся в 1050 г..
В 1439 г. они были причислены к лику святых после явления, бывшего свт. Евфимию II, архиепископу Новгородскому. До последнего времени нетленные мощи св. кн. Владимира и матери его почивали в открытой раке.
- 1813
4 октября 1813 г. в ходе знаменитой Лейпцигской «битвы народов» совершил свой подвиг, прославивший героя на всю Россию, гренадер лейб-гвардии Финляндского полка Леонтий Коренной.
Среди сослуживцев Коренной пользовался большим уважением и авторитетом за силу, которой щедро наградил его Господь, смелость и неустрашимость в бою, редкий рост и добродушный характер. В гвардейском полку гренадера почтительно называли «дядя Коренной». Первого своего «Георгия» русский богатырь заслужил за проявленную в Бородинском сражении храбрость.
А 4 октября 1813г. в знаменитой «битве народов» под Лейпцигом 3-й Коренному довелось совершить еще более славный подвиг. Когда батальон лейб-гвардии Финляндского полка был атакован значительно превосходящими силами противника и начал с боем отходить, часть батальона оказалась прижатой к высокой каменной ограде. Место боевой схватки у каменной стены оказалось тесным. Большинство солдат батальона быстро перебрались назад через стену. Но почти все офицеры были ранены в бою и не смогли преодолеть каменную преграду, к которой французы прижали остатки батальона. Тогда Леонтий Коренной помог перебраться через нее батальонному командиру и раненым офицерам, а сам с горсткой храбрецов остался прикрывать отступающих товарищей.
Вскоре он остался один и яростно отбивался штыком и прикладом от наседавших врагов. Бесстрашный гвардеец получил уже несколько штыковых ран, его мундир был весь в крови. Прижавшись к стене, Коренной не только парировал удары, но и наносил их сам. Когда сломался штык, солдат взял ружье за дуло и стал отбиваться прикладом.
Французы, удивляясь храбрости русского, кричали ему, чтобы он сдавался. Но тот и не думал бросать оружие. Схватка продолжалась. Когда все-таки русский богатырь, получив 18 штыковых ран был повержен, французские солдаты стоявшие над павшим героем из уважения к храбрецу не решились добить его.
Напротив, недавние враги уложили его на носилки и доставили на перевязочный пункт. Посетивший раненных император Наполеон, прознав о подвиге Коренного был поражен. И на другой день имя русского гвардейца попало в приказ по французской армии, изданный за подписью Наполеона. В нем Коренной назывался героем и образцом для подражания и примером французским солдатам. А после того, как солдат смог стать на ноги, опять же по личному приказу Наполеона, он был отпущен из плена.
Леонтий Коренной предстал перед сослуживцами с забинтованной головой, подвязанной к шее левой рукой. Еле передвигал израненные ноги. Гвардеец, однако, под восторженные крики товарищей браво доложил ротному командиру: «Вашвсокбродь, честь имею явиться: из плена прибыл. Отпущен был по приказу самого Бонапарта…».
За проявленное мужество Коренной был произведен в подпрапорщики и стал знаменосцем полка. Ему также была пожалована особая серебряная медаль на шею с надписью «За любовь к Отечеству».
Позже о герое Леонтии Коренном была сложена песня, которая вошла в славную историю лейб-гвардии пехотного Финляндского полка. А в 1903 г., когда лейб-гвардии Финляндский полк праздновал столетний юбилей, офицеры полка отметили его установкой бронзового памятника Коренному, который и был представлен при входе в парадное здание офицерского собрания. И все офицеры, вплоть до самой революции, входя в собрание, снимали перед ним фуражки и отдавали солдату честь…
Большевики, придя к власти, этот памятник уничтожили, т.к. геройский подвиг отважного русского солдата-богатыря никак не отражал «вопросы классовой борьбы пролетариата».
- 1833 † Болотов Андрей Тимофеевич.
Ученый, мыслитель, писатель, один из основателей отечественной и мировой агрономической науки. Родился 7.10.1738 г., в обедневшей дворянской семье. Участвовал в Семилетней войне 1756—63 гг. В 1762 г. в чине капитана вышел в отставку и в родовом поместье Дворяниново стал заниматься опытной работой в сельском хозяйстве. Труд Болотова «О разделении полей» был первым руководством по введению севооборотов и организации с.-х. территорий. Болотов разработал приемы агротехники в зависимости от зональных почвенно-климатических условий, ряд научных приемов внесения удобрений, приемы борьбы с сорными растениями.
Продолжая развивать русские национальные традиции домостроительства, он совмещал крайнюю бережливость с готовностью затрачивать значительные средства на создание новых сортов и видов сельскохозяйственного производства, заботу о своих крестьянах со строгим отношением к ним, многопрофильность хозяйства со специализацией его по ряду передовых культур. В подведомственной ему деревне Болотов за счет внутреннего производства обеспечивал почти все потребности населения.
Книга Болотова «Деревенское зеркало, или Общенародная книга, сочиненная не только, чтобы ее читать, но чтобы по ней и исполнять» стала первым русским пособием по организации труда в сельском хозяйстве.
Болотов был решительным противником масонства, рассматривая его как антихристианскую, антирусскую силу. Когда Болотову предложили вступить в масонскую ложу и прельщали разными выгодами тайного «братства», он ответил: «Прошу покорно меня от него уволить. Все, что вы ни говорите в похвалу вашему обществу, мне уже давным-давно известно, и вы не первые, а меня уже многие и многие старались преклонить ко вступлению в масонский орден и в другие секты и общества… (не вступать в них) обязует нас… наш христианский закон, думаю, что нам и тех должностей и обязанностей довольно, какими он нас к исполнению обязует, и что нет никакой нужды обязывать себя какими-либо другими должностями, а нам дай Бог, чтоб и те только исполнить, которыми обязует нас христианская вера».
- 1853 Турция объявила войну России. Начало Крымской войны (1853-1856).
В 1853 г. мусульманская Турция, поощряемая Францией, Англией и Ватиканом, отобрала у православных греков ключи Вифлеемского храма и передала их католикам. Одновременно турки отказали России в праве на покровительство над всеми православными подданными султана. Россия разорвала дипломатические отношения с Турцией и направила войска на поддержку православных княжеств Молдавии и Валахии. 4 октября Турция объявила войну России. Парижский кардинал Сибур сразу заявил: «Война, в которую вступила Франция с Россией, не есть война политическая, но война священная, ... религиозная. Все другие основания, выставляемые кабинетами, в сущности, не более, как предлоги, а истинная причина, угодная Богу, есть необходимость отогнать ересь Фотия; укротить, сокрушить ее. Такова признанная цель этого нового крестового похода и такова же была скрытая цель всех прежних крестовых походов, хотя участвовавшие в них и не признавались в этом».
- 1879 † Соловьев Сергей Михайлович.
Русский историк. Автор 29-томной "Истории России с древнейших времен".
Сергей Михайлович Соловьев (1820–1879)– историк, заменитый своей 29-томной "Историей России с древнейших времен". Он был западником и духовного смысла русской истории в этом труде мы не найдем – это скорее дотошное собрание фактов и сведений. Как общественный деятель Соловьев выступал за "прогресс" и западнические реформы самодержавия, видя образец в реформах Императора Петра I.
- 1922 Во Владивостоке Правитель М.К. Дитерихс издал свой последний Указ № 68.
Будто бы к нам, сегодняшним собирателям Святой Руси, обращает Правитель свое последнее, горькое пророческое слово:
"Силы Земской Приамурской Рати сломлены. Двенадцать тяжелых дней борьбы одними лишь кадрами бессмертных героев Сибири и Ледового похода, без пополнения, без патронов решили участь Земского Приамурского Края. Скоро его уже не станет. Он как тело умрет. Но только как тело.
В духовном отношении, в значении ярко вспыхнувшей в пределах его Русской, исторической нравственно - религиозной идеологии, - он никогда не умрет в будущей истории возрождения Великой Святой Руси.
Семя брошено. Оно сейчас упало на еще не подготовленную почву. Но грядущая буря ужасов Советской власти разнесет это семя по широкой ниве Великой Матушки Отчизны. И приткнется оно в будущем через предел нашего раскаяния и по бесконечной милости Господней к плодородному и подготовленному клочку Земли Русской и тогда даст желанный плод.
Я верю в эту благодать Господню, верю, что духовное значение кратковременного существования Приамурского Земского Края оставит даже в народе Края глубокие, неизгладимые следы. Я горячо верю, что Россия вновь возродится в Россию Христа, Россию Помазанника Божия, но теперь мы были недостойны еще этой великой милости Всевышнего Творца".
16 октября 18 октября
Назад к списку