БИБЛИОТЕКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

16 октября

(3 октября по старому стилю)

- Дионисий позимний. Осенние лихорадки.

С этого дня ходят по земле осенние лихорадки, шатаются по белу свету, мучаются сами и людей мучают. Осенняя лихорадка может забраться под одежду, а может соринкой обернуться — и в глаз залететь. Против них есть отличное средство — надо носить всегда собой осиновую кору. Лютая ненависть была у лихорадок к осине.

Коли ноги сводит, кладут осиновое полешко под ноги, а коли голова болит, то на полешке полежать надо.

Говорили: «Денис — лихого глаза берегись».

Во многих местах большой славой от порчи, в особенности при повальных болезнях, когда она бывает пущена по ветру, пользуются лук, соль, чеснок и редька. Русский народ верил, что соль и редька имеют способность выедать все слова, написанные на бумаге, а запаха лука и чеснока будто бы не любит нечистая сила. Носились чеснок и лук в таких случаях обыкновенно на нательном кресте.

 В этот день произносили заговоры от сглаза. В этот день особенно старались избежать встречи с человеком с «дурным глазом».

- 1078    † Великий Князь Изяслав I Ярославович. 

Княжил с 1054 г. по 1078 г. После Ярослава Мудрого Великим Князем сделался Изяслав Ярославович, в княжение которого начались междоусобные войны и набеги половцев. На реке Немизе разбил полоцкого князя Всеслава.

Изяслав участвовал в создании юридического сборника «Правды Ярославичей». Он выделил землю для Киево-Печерского монастыря и основал Димитровский монастырь в Киеве.
Летописец Нестор так характеризовал этого князя: «Был же Изяслав муж красив лицом и велик ростом, незлоблив нравом, лгунов ненавидел, любил правду. Не было ведь в нем хитрости, но был он прямодушен, не воздавал злом за зло».

- 1550    Указ Царя Иоанна Грозного.

Указ об испомещении "избранной тысячи" в прилегающих к Москве уездах. Смысл этого проекта сводился к укреплению положения верхов дворянства, с тем, чтобы использовать их для  выполнения важнейших поручений.

- 1837    † Дмитриев Иван Иванович.

Поэт, государственный деятель. Родился 10.09.1760 г., в с. Богородское Сызранского у. Казанской (позднее — Симбирской) губ. Принадлежал к знатному роду.

В своих сочинениях Пушкин использовал некоторые рассказы Дмитриева. Его, записанного сызмальства в полк, изобразил он в «Капитанской дочке» в образе Гринева. Дмитриев видел казнь Пугачева и рассказал Пушкину; поведал и о своем «дяде честных правил», у которого была одна приемная дочь и одна воспитанница.

Дмитриев, вместе с Карамзиным, современниками считался реформатором и установителем русского литературного языка, образователем поэтического вкуса в стихах, как Карамзин — в прозе. «Дмитриев установил поэтический вкус», — писал Жуковский. А Белинский говорил о Дмитриеве: «Он был в некотором отношении преобразователь стихотворного языка».

В последние годы Дмитриев отдавал немало времени общественной работе, он был членом: Общества любителей российской словесности, Общества истории и древностей российских, Физико-математического общества — при Московском университете; С.-Петербургской духовной академии; Казанского, Харьковского университетов; Общества любителей коммерческих знаний; Общества учреждения училищ по методу взаимного обучения. В более молодые годы возглавлял одно из звеньев «Беседы любителей российской словесности» и посещал «Арзамас».

- 1915     Государь Император Николай II с Наследником Алексеем прибыли в Могилев, в Царскую Ставку.

- 1923    † Тихомиров Лев Александрович.

Русский мыслитель, монархист.

Лев Александрович Тихомиров (1852–1923) – выдающийся русский мыслитель в области историософии, исследователь и идеолог монархической власти. Был членом террористической организации "Народная воля", членом Исполнительного комитета "Земли и воли", но в цареубийстве не участвовал. Четыре года отсидел в Петропавловской крепости. В 1882г., желая избежать нового ареста, Тихомиров уехал за границу. Там, увидев воочию западную демократию и секулярный "прогресс", пересмотрел свое мировоззрение. Русская православная монархия, против которой он боролся, открывается ему теперь во всем своем вселенском удерживающем значении против мировых сил разложения, социального зла и греха.

Философ и публицист Лев Тихомиров записывал в своем дневнике от 25 и 29 октября 1905 г. – с гневом и душевной горечью: «Церковь разлагается… На старости лет приходится искать себе даже Церковь… Всё рухнуло»; «Синод, молчащий при действиях революционеров, выпустил послание, призывающее к порядку, к тому, чтобы никто не защищал царя самовольно, ибо «царь велик и могущественен» и может сам себя защитить. Замечательные наши архипастыри и пастыри!»

- 1928    † Агафангел.

Митрополит Ярославский (в миру Александр Лаврентьевич Преображенский), святитель-исповедник (Родился 27.09.1854 г.). Из семьи священника.

В 1917–18 член Поместного Собора, с 1918 г. — член Высшего Церковного Управления и Синода при патр. Тихоне.

В своем завещании патр. Тихон назвал митр. Агафангела вторым кандидатом на должность Местоблюстителя патриаршего престола.

Хотя митр. Сергий отстранил его от местоблюстительства, но владыка Агафангел до конца жизни старался служить делу церковного единения.   Аресты, ссылки, скорби сильно подорвали здоровье святителя, привели его к смерти. Погребли владыку лишь на 7-й день в склепе под Леонтьевским храмом на Ярославском Леонтьевском кладбище. Лицо его было как в первый день после кончины: светло, бело, покойно, а от гроба веяло благоуханием.  Ныне мощи свт. Агафангела пребывают в Казанском соборе Ярославского Казанского женского монастыря, и ныне они источают тонкое благоухание, они признаны чудотворными (ведется запись случаев исцеления и помощи).

15 октября        17 октября


Назад к списку