БИБЛИОТЕКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

15 октября

(2 октября по старому стилю)

- Куприян и Устинья.       

Куприянов день, народное название дня сщмч. Киприана, мц. Иустины и мч. Феоктиста.

По народному поверью, после праздника Покрова снова поднимали голову нечистые силы. Чтобы уберечься от них, укрепиться в Православной вере, в этот день полагалось молиться св. Киприану и Иустине, спасающим народ от злых чар и наваждений. От злого очарования просили девушки упасти Устинью, а парни — Куприяна

Если не уберечься, в этот день на человека могли напасть бесы. Бесы "насылаются" на людей различными колдунами, ведьмами; Если же они вдруг нападают на человека «по собственному почину», то выбирают преимущественно пьяниц, людей пренебрегающих своими религиозными обязанностями — не верующих в Бога, великих грешников, или тех, которые призывают их на помощь, в минуты злобы, гнева, отчаяния. Пьяницам бесы "представляются" нередко в своем «натуральном» виде целыми десятками, лишают их сна, поселяют отвращение к пище, наводят ужас, истощают тело и иногда доводят до самоубийства. Так русский народ объясняет припадки запойного бреда, или "белой горячки".

Бесы не только могут являться людям, но и вселяться в них — по приказу колдуна или знахарки. Напускание может быть сделано словами (наговором), или бесы "пускаются по ветру", передаются с пищей, питьем, поцелуем, дыханием, прикосновением.

 Последствием вселения бесов являются тяжелые и длительные нервно-психические страдания, известные под общим названием "порчи".

Смотря по преобладающему характеру болезненных явлений отличают не менее трех видов порчи: кликушество, беснование, икоту.

- 304      Сщмч. Киприана и мч. Иустины.

В III веке в царствование римского императора Декия жил в Антиохии языческий мудрец, знаменитый волхвователъ Киприан. Став служителем сатаны он призвал на помощь бесов, чтобы соблазнить св. Иустину. Ее стойкость побудила его отречься от сатаны, покаяться и стать священнослужителем.

Священномученик обратил ко Христу столько язычников, что в его епархии некому было приносить жертвы идолам, и их капища были заброшены. Святая Иустина удалилась в монастырь и была избрана в игумении. Во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане епископ Киприан и игумения Иустина были схвачены и привезены в Никомидию, где после лютых мучений усечены мечом.

В русском Православии издавна принято молиться святым Киприану и Иустине о защите от злых духов.

- 936     † Блаженный Андрей, Христа ради юродивый.

Был славянин и жил в Х веке в Константинополе. С юных лет он полюбил храм Божий и Священные книги. Однажды в сонном видении блаженный увидел два войска. В одном были мужи в светлых одеждах, в другом – черные и страшные бесы. Ангел Божий, который держал в руке чудесные венцы, сказал Андрею, что венцы эти – не украшение земного мира, а небесное сокровище, которым Господь награждает Своих воинов, побеждающих черные полчища. "Иди на добрый подвиг, – сказал Ангел Андрею, – будь юродив ради Меня и много получишь в день Царства Моего." Понял блаженный, что Сам Господь призывает его на подвиг. С этого времени Андрей начал ходить по улицам города в рубище, как будто разум его помутился. Многие годы терпел святой насмешки, оскорбления. Благодушно сносил он побои, голод и жажду, стужу и зной, прося милостыню и отдавая ее другим нищим. За свое великое терпение и смирение святой получил от Господа дар пророчества и прозорливости, спас многих от душевной погибели и обличил многих нечестивцев.

Во время молитвы во Влахернском храме святой Андрей сподобился узреть Пресвятую Богородицу, покрывающую молящихся Своим омофором. Скончался блаженный Андрей в 936 году.

- 1338     † Блговерная Княжна Анна Кашинская.

Занимает особое место среди святых Русской Православной Церкви, ибо она была канонизирована дважды. После ее первого прославления она стала, в царствование Алексея Михайловича (1645-1678), причиной спора между раскольниками-старообрядцами и Патриархом Никоном, ибо ее рука была сложена для крестного знамения двуперстным сложением, а не трехперстным, как это делают по обычному православному обряду. Поэтому Патриарх вычеркнул ее имя из списка русских святых. В царствование Николая II, по инициативе Императора, она снова была канонизирована. Но даже тогда ее прославление не прошло без происшествий и помех: когда ее мощи перевозились на поезде из Ростова Великого, оказалось, что гроб пустой. После того, как поезд был опечатан и обыскан, мощи были найдены в баке для мусора; таким образом, пойманный в ловушку вор старался избежать ответственности за свое кощунство.

- 1504      † Кассиан Грек.

Угличский, преподобный, в миру кн. Константин Мангупский, родственник последнего греческого имп. Константина Палеолога, приехал в Россию с его племянницей Софией, невестой вел. кн. Иоанна III Васильевича. Знатным грекам ее свиты раздавали высокие придворные места и звания, но богомольный и смиренный кн. Константин принял лишь скромную должность ближнего боярина при Ростовском архиеп. Иоасафе (в миру — кн. Оболенский). В 1489 г. владыка Иоасаф удалился на покой в Ферапонтов монастырь. Князь сопровождал его, хотя об иночестве еще не думал. Но в первую же ночь ему явился во сне прп. Мартиниан Белоезерский и, угрожая ему своим посохом, потребовал, чтобы князь постригся. Потрясенный видением, кн. Константин покорился.  Ему нарекли имя Кассиан. Тяжелые монастырские работы не устрашили смиренного духом бывшего князя, в безмолвии, молитве и строгом послушании он скоро превзошел всю братию.

В 1492 г. прп. Кассиан подвизался уже отшельником на берегу р. Учмы, вблизи Углича. Преподобный по поручению своего друга прп. Паисия Угличского, который перед своей кончиной завещал ему свою братию, наставлял в милосердии к бедным, молитве об усопших и послушании.

- 1552     Царь Иоанн Грозный взял Казань.

Волга стала вся Русской рекой, тем самым было прорублено «окно» в Азию.

2 октября. На рассвете. Царь назначил войску “пить общую чашу крови”. Приказано брать город приступом. Все готово к страшной битве. Стан опустел. В его безмолвии слышалось пение иереев, которые совершали литургию. Государь оставался в церкви с немногими из близких людей. Восходило солнце. Диакон, читая Евангелие, произносит слова: “да будет едино стадо и един пастырь”. Вдруг грянул сильный гром, земля дрогнула, церковь затряслась... Иоанн, выйдя, увидел страшные бедствия, происшедшие от русского подкопа. Густая тьма над Казанью. Глыбы земли, камни взлетали над городом. Русские войска врывались в Казань. Царь достаивает литургию...

В Казани идет страшная сеча. “Радуйся, благочестивый самодержец, — присылает, наконец, сказать Иоанну князь Михаил Воротынский.— Казань наша, царь ее в твоих руках; народ истреблен, кои в плену; несметные богатства собраны; что прикажешь?” “Славить Всевышнего”,— ответствует Иоанн, воздев руки к небу, велит петь молебен под святою хоругвью и собственною рукою водружает животворящий крест, назначая быть там первой церкви христианской.

В самый день взятия Казани — 2 октября — была сооружена в завоеванном городе обыденная церковь во имя дивных святых муч. Киприана и Иустины, а на следующий день заложен собор Благовещения.

Казань пала и в память того построен в Москве Покровский собор, (храм Василия Блаженного).

Возражая историкам-западникам, утверждавшим о "жестоком империалистическом" характере завоевания Иоанном Грозным Казанского и Астраханского ханств, философ И.А. Ильин перечислил все многочисленные и опустошительные нашествия татар на Русь, в том числе и после "стояния на Угре" (1480) – в 1521 г., 1537 г., 1552 г., 1571 г. (сожжение Москвы), 1591 г. – и сделал вывод: «Татары громили Московское царство с трех сторон: от Казани, от Сарая и из Крыма... Москва имела все основания считать Казань своим опаснейшим врагом: казанские татары были ближайшими, а потому и наиболее предприимчивыми громилами... Тогдашний полон был явлением жестоким: он вел к пожизненному рабству с правом продажи в другие страны. По словам летописи: татары русских "куют (в цепи) и по ямам полон хоронят". Тотчас же после завоевания Казань выдала русских пленников...;60.000 пленных вернулось из Казани только через Свияжск;и несметное число вернулось на Вятку, Пермь, Вологду. Общее число освобожденных из одной Казани, наверно, доходило до 100.000 человек. Это означает, что татары искореняли Русь не только грабежом, огнем и боевым мечом;они изводили ее и рабством плена...

- 1817      † Ушаков Федор Федорович.   

Праведный воин Федор Санаксарский. Выдающийся русский флотоводец, адмирал.Прославлен Русской Православной Церковью в лике святых в 2005 г.

Федор Федорович Ушаков (1744–1817), знаменитый флотоводец. Военная слава адмирала началась блестящими победами над турецким флотом в Керченском морском сражении, у острова Тендра, у мыса Калиакрия. Не менее блестящими были победы над французами: о. Корфу и др. Ф.Ф. Ушаков был глубоко верующим, очень добрым, настойчивым и справедливым; особенно любим был матросами, а с офицерами был строг, требуя образцового поведения.

Остаток своих дней адмирал провел «крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну святой Церкви 1817 года октября 2-го дня и погребен по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора по фамилии Ушакова же».

- 1881      † Васильчиков Александр Илларионович.

Князь, ученый-экономист, юрист.

Родился 27.10.1818 г. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1839).

Первым научным трудом Васильчикова, получившим мировую известность, стало исследование «Русский администратор новейшей школы». В 1876 г. Васильчиков написал сочинение о «восточном вопросе», по мнению Васильчикова, «восточный вопрос» создан желанием парализовать связь России со славянскими племенами. Признавая исторические основания этой связи, Васильчиков высказывается за изгнание турок из Европы и отдачу их территории славянам и грекам.

Последнее, по времени издания, исследование кн. Васильчикова «Сельский быт и сельское хозяйство в России» (1881) является сжатым конспектом его сочинения «Землевладение и земледелие». На большом фактическом материале Васильчиков

доказывал необходимость сохранения и укрепления крестьянской общины как средства экономического процветания России и спасения ее от революции. Убежденный сторонник местного самоуправления, Васильчиков видел в нем необходимое условие для поднятия умственного и нравственного состояния русского народа.

- 1917      Письмо на Поместный Собор.

Письмо председателю Поместного Собора РПЦ православных христиан  2 октября 1917г.

Святые отцы, Святейший Синод, Апостолы, проповедники учения Христова.

Сообразны ли Ваши дела с Вашим наименованием? Увы, Увы, Увы!!! Не все ли Вы претворились в Иуду? Он один предал Христа и удавился, а Вы не все ли на месте Иуды? Не все ли Вы – крашенные гроба снаружи, в золотых клобуках, а в мозгах – солома? Не все ли [вы] в шёлковых мантиях закрываете свою гнусную гордость, ищете земного царства свободы. Ваши помощники – священнослужители Алтаря Господня последую Вашему примеру, внушают христианскому народу свободу [и] равенство. Увы, распинатели, Вашей свободой разрушился трон Самодержавия. Вашей несчастной свободой страдает Помазанник Божий – Государь [император]: оклеветан, обесчестен, изгнан; в заточении страдает невинный наследник [Престола], страдает [Царская] семья и весь род.

Господи, заступи и спаси Своею благодатию Страстотерпца Христа [Господня] – всеневинного Царя.

Посмотрите [Святую] библию, святые отцы, умоляет Вас православный народ. Опомнитесь, снимите золотые клобуки, посыплите пеплом главы ваши, поплачите, покайтесь. Не Вы уже призываете к покаянию православный народ, а Вас умоляет русский народ искать правды [и] истины, а не бесовской свободы.

Чем связаны вы были? Свободой развя[за]ли адское чудовище – зверя, который вышел из бездны. Кто Ваш Керенский – жид, Антихрист, а Вы – его служители, как Вам покривится. Что Ваша дьявольская свобода принесла России, какую радость? Чем встретил Русский народ свободу? – Песнями, плясками, убийствами. Умоляют Вас все православные люди: опомнитесь все [вы], Иуды, пусть хотя [бы] один найдётся [как апостол] Петр – оплачет свою вину, тяжко согрешили, свергли невинного батюшку Царя.

- 1920    

ВВЦУ, собравшееся в Симферополе, назначает архиепископа Евлогия Управляющим западно-европейскими русскими православными приходами на правах епархиального архиерея.

На том же заседании была изменена форма поминания на сугубой ектении, - введена молитва за главнокомандующего Вооруженными силами на Юге Росси генерала Врангеля: вместо “благочестивейшего Государя нашего” поминали: “Благоверного вождя и правителя нашего”.

14 октября         16 октября


Назад к списку