БИБЛИОТЕКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

24 февраля

(11 февраля по старому стилю)

- 316 г.   † Власий Севастийский.

Епископ, священномученик, был известен своей праведной, благочестивой жизнью, за что единодушно избран жителями во епископы города Севастии.

У русских людей св. Власий считался покровителем домашнего скота, который нередко от имени этого угодника назывался «родом Власиевским», особенно коровы — часто попросту назывались власиевками. В старину во имя св. Власия, покровителя скота, устраивали приделы и часовни; в Новгороде существовал храм, куда в день памяти этого угодника хозяева приносили коровье масло и клали его пред образом этого святого. Не отмечая этой даты, хозяин имел неосторожность навлечь на своих животных различные беды. Давали домашним животным в этот день лучшие корма, ухаживали за ними. Начинались скотские базары — торги. На Власьев день стараются вообще не работать, чтобы уберечь скот от падежа. В этот день совершали обряды по сохранению скота от порчи, сглазу, болезней. В этот день бушует нечистая сила. Чтобы защититься от нее, необходимо плотно закрыть все печные трубы вьюшками или даже замазать глиной, иногда вьюшки окуривают чертополохом, что не позволяет летающей нечисти проникнуть в дом и набедокурить.

В день памяти святого Власия в каждой семье непременно закалывали бычка или телушку, а нет – так свинку или валушка и щедро угощались жарким. Этот обычай увязывался с целесообразностью: зима шла к концу, корма убывали, к тому же и крестьянский стол становился скуднее, лишний скот держать было не резон, да и перед Великим постом следовало подкормиться. Так день Власия получил еще одно название – Спас колотый. Гуляли на Власия широко и весело. Приговаривали: «Егорий да Влас – всему богатству глаз». Старались «угодить» Власию – в благодарность за покровительство.

"Власьевские утренники подошли, держи ухо востро", "Семь крутых утренников: три до Власия да три после Власия, а седьмой на день Власия". Власьевские морозы последние, завершающие зиму. Февраль зиму выдувает.

По замечанию очевидцев, на старинных иконах св. Власий изображался сидящим на коне, вокруг него представлялись лошади, а вдали зеленые поля. В одной древней церкви в Новгороде на иконе св. Власий был представлен сидящим на скале, окруженным скотом; там же одна из городских улиц называется Власьевою.

В «Сказании о святых» св. Власию назначается особая молитва от скотского падежа. Крестьяне в день памяти св. Власия служили молебствия, прося у него защиты для домашнего скота. В некоторых деревнях существовал обычай сгонять коров к церквам, где они окроплялись св. водой, особенно это наблюдалось во время болезней и падежа скота. В этих же случаях хозяева, заботившиеся о благосостоянии своего домашнего скота, носили образ св. Власия по хлевам и окропляли весь домашний скот крещенскою водой, окуривали его ладаном.

- 867 г.   † Святая Императрица Феодора (842-856).

Святая Феодора была супругой византийского императора Феофила иконоборца. Она удерживала, насколько могла, своего мужа от гонений на иконопочитание; сама имела в своих комнатах иконы, тайно поклонялась им, прося Господа утишить бурю иконоборчества. По смерти своего мужа (842 г.) блаженная Феодора восстановила иконопочитание.

Под конец своей жизни Феодора оставила двор и постриглась в монастырь, где проводила время в молитвенных подвигах и посте.

Скончалась блаженная Феодора мирно 11 февраля 867 г., проведши в обители восемь лет.

Святая Императрица Феодора была причислена к лику святых, за отважную защиту, а затем благочестивое восстановление почитания святых икон. Мощи святой Феодоры до сего дня находятся на о. Керкира, или Корфу рядом с мощами святителя Спиридона Тримифунтского.

- 1138 г.   † Святой благоверный князь Псковский Всеволод.

Благоверный князь Всеволод, нареченный в крещении Гавриилом, был сыном святого великого князя Мстислава и внуком Владимира Мономаха.

Он с благоговением относился к церковным службам, построил много храмов, защищал слабых от притеснения сильных, был «друг нищих и питатель сирот, бедным утешение и заступник» и вообще истинным отцом своих подчиненных. Когда в 1127 году в Новгороде начался сильный голод, попечительный князь делил с народом свое имущество и утешал страждущих.

В 1193 году мощи святого Всеволода были обретены нетленными, и с тех пор при его гробнице начались исцеления. Русская Церковь славит святого Всеволода, как исповедника, «претерпевшего изгнание от своих», а Господь прославил его, как верного раба Своего совершавшимися при его гробе чудесными исцелениями.

Когда князь почил в Бозе, из-за плача народа не было слышно церковного пения. Св. Всеволод был погребен в церкви Св. Димитрия Солунского, а рядом с гробом поставлены щит князя и его меч с надписью: «Чести своей никому не отдам».

- 1839 г.   † Сперанский Михаил Михайлович.

Граф, государственный деятель. Родился 1.01.1772 г. в семье сельского священника, образование получил в Петербургской Духовной академии. Состоял в ней профессором математики, физики и красноречия (1792—95 гг.), а позже профессором философии и префектом академии (до 1797 г.), пока не перешел на службу в Сенат.

Сперанский сделал немало полезного в упорядочении российских законов. Издание Полного собрания законов и составление Свода законов являются заслугой Сперанского. Немало потрудился он и на ниве развития юридического образования. По его инициативе и выбору около десятка молодых людей были посланы за границу в лучшие юридические учебные заведения для теоретической подготовки по правоведению с целью создания основ юридической науки в России. Сам он тоже развивал деятельность по подготовке практикующих юристов, продолжавших его кодификационные труды. На него же возложено было преподавание правоведения наследнику престола, будущему имп. Александру II. Принципиальное сходство многих из реформ Александра II с некоторыми частями плана, проектированного за полвека до этого Сперанским, едва ли можно считать случайным.

23 февраля     25 февраля


Назад к списку