16 февраля
(3 февраля по старому стилю)
- Семен и Анна.
Хранитель младенцев. Починки – по сохе поминки. В этот день Церковью отмечается память Симеона Богоприимца и святой Анны.
Этот день по свершаемой в него памяти святым называют Хранителем младенцев, и к Анне и Симеону обращаются с просьбой о даровании здоровья новорожденным.
В этот день говорили: «Семен и Анна сбрую починяют», «Готовь телегу зимой, а сани — летом». После сретенской оттепели, рачительные хозяева начинали чинить летнюю сбрую, ездовую и пахотную. Считалось, что худая, непочиненная, сбруя — несчастный выход.
С ранней зари, помолясь всей семьей, выходили в сараи и занимались работой. Кожу хомутов, шлеи и оброти после починки смазывали дегтем и вывешивали на видном месте.
Для починок варилась в этот день семейная саламата, дорогое и лакомое кушанье поселян. Тогда-то говорили поселяне: «Приехала саламата на двор, расчинай починки».
- 1238 г.
В мясопустную субботу, 3 февраля 1238 года, быстро и беспрепятственно пройдя по зимним дорогам, татарская армия подошла к Владимиру. Несмотря на героическую оборону, судьба города была предрешена. Епископ Митрофан для духовного укрепления постриг в ангельский образ всех остававшихся в городе князей и княгинь. 7 февраля город пал.
- 1252 г. † Святослав – Гавриил.
Святой благоверный князь и его сын Димитрий (ск. 1253 г).
В древних русских летописных святцах Святослав-Гавриил Всеволодович, вел. кн. Владимирский, именуется святым. Он известен как Святослав III и был сыном Всеволода Юрьевича, прозванного Большое Гнездо, и Марии (в иночестве — Марфа), дочери богемского (чешского) кн. Шварна; родился во Владимире на Клязьме 26 марта 1196 г.
Св. блгв. кн. Святослав был женат на Евдокии, дочери Петра Юрьевича (в монашестве — Давид), Муромского князя, и Февронии (в иночестве — Евфросиния), память которых празднуется 25 июня/8 июля. От брака у них был единственный сын Димитрий, признаваемый по старинным святцам святым. Из летописи известно, что жена Святослава, Евдокия, еще при жизни мужа пожелала уйти в монастырь и приняла постриг в Муроме.
Память князя и его сына благоговейно почиталась издревле, и на поклонение к нему сходились в Георгиевский собор.
Мощи св. кн. Святослава-Гавриила были вновь обретены в 1991г. Ныне они пребывают в Покровском храме г. Юрьева-Польского.
- 1285 г. † Благоверный князь Роман Угличский.
Сын Угличского князя Владимира и княгини Фотинии, племянник Василько, князя Ростовского († 1238; память 4 марта), родился 1 октября 1235 года. По смерти своего отца (в 1248 г.) и старшего брата Андрея – (1261 г.), святой Роман 26-ти лет принял на себя управление Угличем и стал попечительным отцом подданных. Он устраивал богадельни, странноприимные дома и принимал в них убогих, приходивших к нему отовсюду. Более 15 храмов воздвигнуто было им в княжестве. Каждый день святой Роман присутствовал на Богослужении, часто беседовал с благочестивыми иноками. После смерти супруги в 1280 году он всецело посвятил себя подвигам поста, молитвы и благотворительности. Он построил на высоком берегу Волги город Романов (ныне Тутаев). Скончался святой князь мирно 3 февраля 1285 года и погребен в церкви Преображения в Угличе.
В 1486 году мощи святого Романа были обретены нетленными и перенесены в новую соборную церковь Преображения. В 1595 году, по благословению Патриарха Иова, вследствие известий о чудесах мощи были свидетельствованы Казанским митрополитом (будущим Патриархом) святителем Ермогеном (память 17 февраля), и князь Роман был причислен к лику святых.
- 1562 г.
В начале 1560-х годов Царь Иоанн IV Васильевич произвел знаковую реформу государственной сфрагистики. С этого момента появляется в России устойчивый тип государственной печати. Но самое главное, впервые на груди древнего двуглавого орла появляется всадник - герб князей Рюрикова дома, изображавшийся до того отдельно, и всегда с лицевой стороны государственной печати, в то время как изображение орла помещалось на оборотной.
«Того же году (1562 г.) февраля в третий день Царь и Великий Князь печать старую меньшую, что была при отце его Великом Князе Василии Иоанновиче, переменил, а учинил печать новую складную: орел двоеглавый, а среди его человек на коне, а на другой стороне орел же двоеглавый, а среди его инърог».
Новая печать скрепила договор с Датским королевством от 7 апреля 1562 года.
Символ единорога на государственных регалиях не исчез и после Иоанна Васильевича, но связал собой, как и двуглавый орел со всадником на персях, две династии русских Царей: Рюриковичей … и Романовых. Единорог изображался на печатях …Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича Романовых. Единорог изображен на печати большого дворца времени царствования Михаила Федоровича. Единорог изображался на золотых монетах не только при Иоанне Третьем, но и во времена Иоанна Четвертого и сына его, Федора Иоанновича, а на золотых и серебряных деньгах при Дмитрии Самозванце и вплоть до Алексея Михайловича. Единорог — неотъемлемый геральдический символ московских государей. Он изображен на «державе Мономаховой» — особой регалии Московского Царствия. Единорога видим на древних царских саадаках, церемониальных топорах, на торнах, седлах, оконных наличниках дворцов.
- 1716 г. † Митрополит Иов.
Духовный писатель, собиратель книг. Родился в с. Катунки Балахнинского у., близ Н. Новгорода. Из семьи священника. Монашеский постриг принял в Соловецком монастыре.
8 окт. 1696 г. в присутствии Петра I отслужил благодарственный молебен по случаю удачного похода на Азов. Иов пользовался большим уважением Петра I и его ближайших сподвижников. 6 июня 1697 г. возведен в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого. В ходе Северной войны 1700–21гг. все новоприсоединенные земли на побережье Невы и Балтийского моря включены в состав его епархии. В 1704 г. освятил первую церковь во имя свв. Петра и Павла в Петербурге.
На архиерейские доходы выстроено 2-этажное каменное здание школы, определено содержание для учителей и учащихся; при школе действовал кружок переводчиков с греческого языка и латыни, выполнявший переводы богословской литературы по поручению Петра I. В 1706 г. Иов просил Петра I разрешить перевод Библии на русский язык (в 1712 г. перевод поручен братьям Лихудам). С 1715 г. в школу стали направляться дворянские недоросли. С помощью выпускников школы Иов основал 14 школ при монастырях и городах епархии, а также в Коломне, Орле, Переяславле-Рязанском, Туле.
Иов учредил при Софийском и Знаменском соборах богадельни, открыл первый приют для незаконнорожденных и подкинутых младенцев и устроил
художественные мастерские для обучения детей иконописанию, резьбе и др. ремеслам в Успенском монастыре в Колмово (Новгородская губ.). К 1714 г. на средства архиерейского дома содержались 10 странноприимных домов, 15 больниц и др.
В 1715 г. Петр I повелел организовать во всех городах при церквах больницы «по примеру учрежденных в Новгороде преосвященным Иовом».
- 1797 г. Кавалерский праздник ордена Святой Анны.
Девиз ордена: "Любящим Правду, Благочестие и Верность". Введен в число Российских орденов Императором Павлом I в день его коронации 5.4. 1797 г.
- 1839 г. † Тучков Сергей Алексеевич.
Один из трех братьев Тучковых, героев Отечественной войны 1812 г., генерал-лейтенант, писатель, поэт, сенатор. Во время Отечественной войны 1812 г. дежурный генерал Дунайской армии, был тяжело ранен. С 1838 г. член Государственного совета.
- 1857 г. † Глинка Михаил Иванович.
Русский Композитор, основоположник русской классической музыки. Он первым глубоко и разносторонне выразил в музыке христианскую душу русского народа. Уникальным национальным проявлением русской души всегда была народная песня, в которой сочетались древние обычаи и напевы и христианское мировоззрение – с нею стала неразрывно соединена задушевная музыка Глинки как образец русского. Родился 20.05. 1804 г.
- 1867 г. Родился Энгельгардт Николай Александрович.
Писатель, поэт, литературовед, публицист, видный деятель монархического движения.
Энгельгардт был одним из учредителей Русского собрания (РС), членом первого состава Совета РС, а в 1906 г. даже исполнял обязанности председателя. На Втором Всероссийском съезде русских людей в Москве 6—12 апр. 1906 г. был одним из самых активных участников, делал доклады о необходимости созыва Церковного Собора, «О понятиях национальное самоопределение, самоуправление и автономия», а также «К вопросу о защите монархического принципа».
† Скончался в январе 1942 г.
- 1869 г. † Клейнмихель Петр Андреевич.
Государственный деятель, генерал-адъютант. Родился 30.11. 1793 г. Сын генерала гатчинских войск, любимца Императора Павла I, Клейнмихель получил домашнее воспитание.
В 1842 г. был назначен главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями, оставаясь на этом посту до 1855 г.. При нем было закончено строительство Николаевского моста через Неву, построено здание Эрмитажа, проведена Николаевская железная дорога. В апр.—авг. 1842 г. управлял Военным министерством в отсутствие министра А. И. Чернышева. С апр. 1842 г. член Государственного Совета, сенатор.
- 1896 г. Переход в православие малолетнего наследника болгарского престола, князя Бориса (3февраля 1896 г.).
Крестным отцом королевича был сам Государь Николай II. Русский представитель, гр. Голенищев-Кутузов, официально присутствовал на крестинах, и был встречен восторженными приветствиями болгарского населения, а князь Фердинанд воскликнул перед народной толпой: «Да здравствует Император Николай II, покровитель болгар!".
- 1899 г.
Издан Высочайший манифест Николая II по Финляндскому краю: «Независимо от предметов местного законодательства, вытекающих из особенностей ее общественного строя, — говорилось в нем, — в порядке государственного управления возникают по сему краю и другие законодательные вопросы, каковые по тесной связи с общегосударственными потребностями не могут подлежать исключительному действию учреждению Великого Княжества... Оставляя в силе существующие правила об издании местных узаконений, исключительно до нужд Финляндского края относящихся, Мы почли необходимым редоставить Нашему усмотрению ближайшее указание предметов общеимперского законодательства».
- 1901 г. † Милашевский Иван Николаевич.
Историк и экономист, исследователь русской общины. Основы существования русской общины, писал он, лежат в самом духе русского народа, в складе русского ума, который «не любит и не понимает жизни вне общины и даже в своей кровной семье хочет видеть общину, товарищество».
- 1911 г.
Государыня Императрица Александра Федоровна завела тетрадь (записную книжку) в темно-синем переплете, куда стала заносить изречения и мысли Г.Е. Распутина. Основу записей Александры Федоровны составили цытаты из небольшой брошюры духовных размышлений и назиданий Григория Ефимовича, собранных его друзьями и изданных в начале 1911г. товарищем обер-прокурора Даманским. Брошюра явилась своего рода ответом Г.Е. Распутина-Нового на грязные обвинения в его адрес.
- 1912 г. † Святитель Николай - Апостол Японии.
В миру Иван Дмитриевич Касаткин, родился 1 августа 1836 г. в селе Березе Смоленской губернии. Блестяще окончив Смоленскую Духовную семинарию, в 1857 г. он был принят в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Заканчивая академию, в нем обнаружилось призвание Божие – проповедовать православную веру в Японии. Подав соответствующее прошение, 24 июня 1860 г. Иоанн был пострижен в монашество с именем Николай. В июле 1860 г. иеромонах Николай выехал на место своего служения в г. Хокодате.
В 1880 г., 30 марта, в Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония архимандрита Николая во епископа Токийского. Святитель Николай с еще большим усердием стал продолжать свои апостольские труды. Он завершил строительство собора Воскресения Христова в Токио, а также принялся за новый перевод богослужебных книг, составил на японском языке Православный Богословский словарь.
В период русско-японской войны 1905 г. на долю святителя и его паствы выпали тяжелые испытания, но он с честью перенес их. Он помогал русским военнопленным в их тяжелых условиях. За эти подвижнические труды святой был возведен в сан архиепископа.
В 1911 г., когда исполнилось полвека миссионерской работы святителя Николая, было уже 266 общин Японской Православной Церкви, в состав которых входило 33 017 православных мирян, 1 архиепископ, 1 епископ, 35 иереев, 6 диаконов, 14 учителей пения, 116 проповедников-катехизаторов. на 76-м году жизни, просветитель Японии архиепископ Николай мирно отошел ко Господу. 10 апреля 1970г. святитель Николай за свои равноапостольские труды в деле просвещения японского народа был причислен к лику святых. В Японии святитель Николай почитается как великий праведник и особый молитвенник пред Господом.
Апостольская деятельность свт. Николая создала в стране, которая была враждебна христианству, национальную Церковь всецело на японской почве. Такого плода там не дала деятельность и целого сонма западных миссионеров. Можно сказать, апостольскими усилиями святителя Николая Третий Рим осторожно и деликатно шагнул в Японию, и не будь потом у нас богоборческого режима, геополитический союз наших стран на востоке отразил бы все происки мировой закулисы по стравливанию наших народов.
- 1916 г. Окончание Эрзурумской операции.
Наступательная операция Русской Кавказской армии началась 28 декабря 1915 г. В этой операции 3-я турецкая армия потеряла около 66 тыс. человек (в т.ч. 13 тыс. пленными) и почти всю артиллерию, Русская Кавказская армия потеряла 17 тысяч человек из них 2,3 тысячи убитыми и 14,7 тыс. ранеными и обмороженными. Успех операции обеспечили героизм и самоотверженные действия русских войск, сумевших преодолеть в тяжелых зимних условиях высокогорные хребты. Русские войска взяли г. Эрзурум в Северо-восточной Турции.
Государь Император Николай II записал в дневнике: "Сегодня Господь ниспослал милость Свою: Эрзерум - единственная турецкая твердыня - взят штурмом нашими геройскими войсками после пятидневного боя!".
- 1926 г. † Митрополит Макарий.
«Парвицкий-Невский» (род. 1.10.1835 г.), митрополит Московский и Коломенский — миссионер, просветитель алтайцев; в народе его называли «Сибирским столпом Православия», «Апостолом Алтая».
Заслуга святителя состоит в том, что он первым из архиереев опомнился после революционного бунта. Некоторые сделали это гораздо позже, многие не сделали этого никогда. Вопреки канонам, насильно уволен на покой (1917 г.); местом пребывания определен Николо-Угрешский монастырь. Имеется свидетельство о том, что святитель сообщался с Царственными Мучениками в то время, когда они находились в узах, продолжал духовно окормлять Царя-Мученика до самой мученической Его кончины. Святителю было от Господа откровение о том, при каком духовном состоянии русского народа возможно было спасение Царской Семьи. Свт. Тихоном митр. Макарию дарован почетный пожизненный титул митрополита Алтайского (1920 г.).
Погребен у храма Казанской иконы Божией Матери в пос. Котельники. В 1956 тело свт. Макария было перевезено в Свято-Троицкую Сергиеву лавру и похоронено в крипте Успенского собора. Очевидцы свидетельствовали: «Когда его переносили из Котельников, тело его осталось нетленным». Прославлен в лике Святителей на юбилейном Поместном Соборе 2000 г. в Москве.
- 1943 г. Освобождение Харькова.
15 февраля 17 февраля
Назад к списку