15 февраля
(2 февраля по старому стилю)
- Сретение Господне.
Великий двунадесятый праздник Сретения Господня установлен Церковью в память о том, что на сороковой день по рождении Младенца Христа Дева Мария и праведный Иосиф принесли Его в Иерусалимский храм. При входе в храм их встретил старец Симеон – по преданию, один из переводчиков Св. Писания на греческий язык, который усомнился в словах книги пророка Исайи, что Спаситель родится от Девы; и тогда Дух Святой обещал ему, что он не умрет, пока не увидит исполнение этого пророчества. Праздник Сретения Господня – то есть встречи Ветхого и Нового Заветов – свидетельствует о том, что Ветхий Завет не отвергается, а исполняется, потому и признан Христианской Церковью неотъемлемой частью Священного Писания.
В народе этот день считают днем первой встречи весны (вторая встреча — на Сороки, третья — на Благовещение). Один из самых больших праздников весны.
В сельскохозяйственном быту по состоянию погоды в праздник Сретения крестьяне судили о наступающем лете, особенно его погоде, урожае: «Какова погода на Сретение, такова будет и весна», «На Сретение утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних». По празднику Сретения последние зимние морозы и первые весенние оттепели назывались Сретенскими.
Сретенские морозы считаются последними, и после них крестьяне не решались пускаться вдаль на санной езде. Оттепель, появляющаяся в этот день, предвещает худую и гнилую весну.
На Сретеньев день от воробья стена мокра. На Сретенье снежок, пригонит на весну дожжок. На Сретенье зима с летом встретилась. На Сретенье солнце идет на лето, а зима на мороз. В Сретенье метель дорогу переметает, корм подметает (к неурожаю). На Сретенье утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних. На Сретенье капель — урожай на пшеницу. На Сретенье уже от воробья стена мокра. На Сретенье кормят (закармливают) племенных птиц.
На Сретенье не следует отправляться в дальний путь.
- 1219 г. † Великий Князь Константин Всеволодович.
Княжил с 1216 г. по 1219 г. Великий князь Владимирский, родился 18.05.1186 г., старший сын Всеволода III Юрьевича Большое Гнездо. В 1198 г. принимал участие в походе отца на половцев, в 1206 г. отец посадил его на княжение в Новгороде, откуда он в 1207 г. ходил на помощь отцу против рязанских князей. В том же году Всеволод перевел Константина на княжение в Ростов. В 1212 г. Всеволод перед смертью вызвал Константина к себе, намереваясь передать ему Владимир, а в Ростов послал второго сына Юрия, но Константин, не отказываясь от Владимира, хотел удержать за собой и Ростов. Тогда Всеволод передал Владимир и старшинство Юрию. По смерти Всеволода между братьями началась усобица. Перевес сначала был на стороне младших братьев Юрия и Ярослава, но Константин нашел союзника в лице Новгородского кн. Мстислава Мстиславича Удалого. Юрий и Ярослав были разбиты в 1216 г. на р. Липице, и Константин занял во Владимире великокняжеский стол. Вскоре он помирился с братьями и отдал Юрию Суздаль. В 1218 г. Константин посадил сыновей: Василька — в Ростове, а Всеволода — в Ярославле. Отличался благочестием, построил в разных городах много церквей.
- 1564 г. Постановление Собора.
Царь Иоанн IV и отцы Собора вместе постановили и утвердили: впредь Русскому митрополиту носить белый клобук с рясами и херувимом по примеру чудотворцев Петра и Алексия; равно печатать митрополиту грамоты благословенные, ставленые и носильные красным воском, с изображением на одной стороне печати Богоматери, а на другой — руки благословляющей и вокруг нее имени митрополита; также Новгородскому архиепископу носить белый клобук и печатать красным воском по прежнему обычаю, а Казанскому архиепископу только печатать красным воском.
- 1565 г. Царь Иоанн Грозный вновь принял власть и объявил о создании опричнины, вернувшись в Москву.
- 1648 г.
Согласно повелению Царя Алексея Михайловича выпускается в свет "Грамматика" Мелетия Смотрицкого, белорусского ученого, "в научение православным, паче же детям сущим".
- 1700 г. Грамота Царя Петра I.
Этой грамотой Царь разрешил строить суда братьям Бажениным: Осипу Андреевичу и Федору Андреевичу. В 1702 г. Баженины спустили на воду 2 своих 1-х торговых судна - "Св. Пророк Креститель" и "Андрей Первозванный". В феврале 1703 г. Баженины получили право на свободное плавание своих судов по "чужим морям", а в 1704 г. - на безпошлинную торговлю лесом и ввоз из-за границы нужного оборудования. Кроме торговых судов они строили и китобойные для промысловой компании, а также по заказу правительства военные корабли - фрегаты, пинки, гукоры и галиоты.
- 1701 г. Царь Петр I издал указ о постройке на Ладоге шести 18 пушечных кораблей.
Начало создания Балтийского флота.
- 1918 г. Расстрел многолюдных крестных ходов в Туле и Харькове во время празднования Сретения Господня.
- 1919 г. † Булацель Павел Федорович.
Присяжный поверенный, публицист и общественный деятель.
Родился 29.06.1867г., в имении Малая Николаевка Славяносербского у. Екатеринославской губ. Принадлежал к довольно известному и богатому роду. Булацели — древний дворянский род, происходивший от знатного молдаванина Варлаама Булацеля, имевшего 2 сыновей: полковника Григория и генерал-майора Илью Варлаамовичей.
С возникновением патриотического движения Булацель становится его активным участником. Булацель и его жена Эльза Августовна с 1904 г. были действительными членами Русского Собрания (РС), а с 1908 г. и по 1917 г. Булацель постоянно избирался членом Совета РС. Часто выступал с докладами в РС.
Но наибольшую известность Булацель получил как активист и один из организаторов Союза Русского Народа (СРН). В 1905—07 гг. он был членом Главного Совета СРН, ближайшим сподвижником А. И. Дубровина. В составе депутации Союза 23 дек. 1905г. Булацель был на Высочайшем приеме, где обратился к Государю с речью. Он говорил о значении Самодержавия, призывал Императора опереться на СРН: «Как дневной свет ненавистен кротам, так Самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает, а потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать Самодержавие, дотоле Россия не распадется… Не верьте, Государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев… Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют Русского Государя, окруженного своим народом».
Булацель активно сотрудничал в ведущей монархической газете - органе СРН «Русское знамя», в которой в 1906—07 гг. исполнял обязанности редактора, а в дальнейшем много писал для газеты, причем, безвозмездно.
Бескомпромиссный противник сионистов, масонов, либералов Булацель в своих обращениях к Царю разоблачал их преступные планы. Реформирование ее по западному образцу разрушит страну. «Я глубоко убежден, что конституционно парламентский строй неизбежно погубит Русское государство и приведет к всемирному краху христианской цивилизации». В своих трудах Булацель предсказывал будущий произвол тайной еврейской власти под вывеской международных организаций, в частности беззакония, творимого современным «Гаагским трибуналом».
Этот произвол и беззаконие Булацель испытал на себе. После прихода к власти большевиков он был расстрелян без суда и следствия, а его книги запрещены и изъяты из библиотек.
- 1920 г. † Иловайский Дмитрий Иванович.
Дмитрий Иванович Иловайский – русский историк и публицист, автор знаменитых учебников, по которым училось несколько поколений русских людей до революции. Активно участвовал в черносотенном движении против еврейской смуты 1905 г.
- 2001 г. † Капранов Дмитрий Михайлович.
О. Дмитрий, протоиерей, участник православно-патриотического движения.
Сын известного православно-патриотического деятеля, прот. М. С. Капранова. Родился 16.11.1964 г., в г. Горьком, через год был арестован отец. Среднюю школу закончил в г. Чебоксары, по окончании Мореходного училища в г. Лиепая (Латвия) работал на промысловых судах на Д. Востоке, затем был сотрудником Красноярского краеведческого музея, Свердловской киностудии. С детства Капранов воспитывался в семье как убежденный монархист и православный патриот России, любовь к отечественной истории и духовному наследию переполняла его сердце. В 1989 г. рукоположен в сан диакона митрополитом Новосибирским и Барнаульским Гедеоном, в 1990 г. рукоположен в сан священника. Служил в штате Покровского кафедрального собора г. Барнаула.
В своих проповедях он неустанно прославлял подвиг Святых Царственных Мучеников, участвовал в многочисленных общественных православно-монархических акциях как на Алтае, так и в Москве. Скоропостижно скончался от сердечной недостаточности, похоронен возле алтарной части построенного им храма.
14 февраля 16 февраля
Назад к списку