13 февраля
(31 января по старому стилю)
- Никита пожарник.
Русский народ считает этого угодника хранителем от пожара и молнии, и потому в «Сказании о том, каким святым каковые благодати исцелений от Бога данным», ему назначается молитва об избавлении от этих бедствий. Очевидно, что верование это основывается на жизнеописании святого Никиты; в нем повествуется, что этот святой «пожар града молитвами своими угаси и на многа чудес творяше».
Если днём был иней — ночью снег не выпадет. Дрова в печи шипят, дымят, плохо загораются - к оттепели. Красный огонь в печи - на мороз, белый - к оттепели. Сильная тяга в печи - на мороз, слабая - на сырую погоду.
- 1109 г. † Святитель Никита, епископ Новгородский.
В молодые годы поступил в Киево-Печерский монастырь и вскоре пожелал уйти в затвор. Игумен предупреждал его о преждевременности такого подвига для молодого инока, но он, понадеявшись на свои силы, не послушался. В затворе святой Никита впал в искушение. Диавол явился ему в виде Ангела, и неопытный подвижник – поклонился ему. Бес дал ему совет, как уже достигшему совершенства: "Ты не молись, а только читай и учи других, а я буду молиться вместо тебя", – и стал около затворника, делая вид, что молится за него. Прельщенный инок Никита превзошел всех в знании книг Ветхого Завета, а о Евангелии ни говорить, ни слушать не хотел. Киево-Печерские старцы пришли к прельщенному и, помолившись, отогнали от него беса.
После этого преподобный Никита, оставив по благословению старцев затвор, жил в строгом посте и молитве, более всего упражняясь в послушании и смирении. Милосердный Господь, по молитвам святых старцев, возвел его из глубины падения на высокую степень духовного совершенства.
Впоследствии он был поставлен епископом в Новгород и за свою святую жизнь был награжден от Бога даром чудотворений. Однажды во время засухи он молитвой низвел дождь с неба, в другой раз по его молитве прекратился в городе пожар.
13 лет управлял святитель Никита новгородской паствой и мирно скончался в 1109 году. В 1558 году, при Царе Иоанне Васильевиче, состоялось прославление святителя. Мощи его покоятся ныне в церкви святого апостола Филиппа в Новгороде.
- 1340 г. † Великий Князь Иоанн I Даниилович Калита.
Княжил с 1328 г. по 1340 г.
Летописцы отметили, что Иван Калита избавил Русскую землю от татей и разбойников, всегда чинил «правый суд», помогал бедным и нищим, защищал вдов от насильников.
За это он получил второе свое прозвище — Добрый. Иван I обнес стеной из дуба Московский Кремль. Построил в нем Успенский и Архангельский соборы, церковь Иоанна Лествичника. В Москве им была построена также Преображенская церковь, а при ней открыт монастырь. Свято-Данилов монастырь был перенесен им на новое место. В Переяславле-Залесском Иван I основал Горицкий (Успенский) монастырь.
Именно при Иване I были заложены основы позднейшего могущества Москвы.
Приняв перед кончиной схиму с именем Ананий и крепко наказав трем своим сыновьям жить всем вместе, как один человек. Похоронен в Москве в Кремлевском Архангельском соборе.
Народ, чутко ценивший Иоанна Данииловича и великое дело, которому он себя посвятил, а также и его великую сердечную доброту, не только дал ему почетное наименование Собирателя Русской Земли, но и был убежден, что Церковь причтет его к лику Святых.
В течение весьма долгого времени память его чтилась местно, и он даже именовался Святым в рукописных святцах.
- 1589 г. Торжественное посвящение на Патриарший престол Владимирский, Московский и всея России на литургии в Успенском Соборе митрополита Иова.
Царь Федор Иоаннович собственною рукою возложил на него драгоценный крест с животворящим древом, бархатную зеленую мантию с источниками или полосами, жезл святого Петра митрополита, и в приветственной речи велел именоваться Главою Епископов, Отцем Отцев, Патриархом всех земель северных, по милости Божией и воле Царской.
- 1611 г.
Русское посольство во главе с митрополитом Ростовским Филаретом и боярином В.В. Голицыным встретилось с польским королем Сигизмундом для переговоров о вступлении на Российский престол его сына Владислава.
- 1634 г.
Новгородский митрополит Киприан и с ним другие архиереи по приказанию государя избрали в Успенском соборе трех кандидатов на патриаршество: Варлаама, митрополита Ростовского, Варлаама, архиепископа Вологодского, и Иоасафа, архиепископа Псковского, и прямо из собора принесли акт избрания в палаты государя. Государь велел посольскому думному дьяку прочитать этот акт и указал быть патриархом Иоасафу, архиепископу Псковскому.
Немедленно Иоасаф был введен тем же думным дьяком и поставлен пред государем. Государь сказал новоизбранному патриарху речь и выслушал от него речь. На другой день, 1 февраля, совершилось наречение Иоасафа на патриаршество, подобно тому как прежде происходило наречение, или "благовестие", патриарха Филарета Никитича. Наконец 6 февраля Иоасаф был поставлен в патриарха по тому самому чину, как ставились прежние наши патриархи.
- 1667 г. Соглашение о перемирии на тринадцать с половиной лет, между Россией и Польшей.
К России отходили Смоленская земля, Северщина, Левобережная Украина и на два года - Киев с окрестностями. Запорожской Сечи договор предусматривал двойное подчинение. Обусловлен был обмен пленными. Только о "пашенных людях" предстояло согласовать вопрос на последующих переговорах. В случае враждебных действий Крыма против обеих частей Украины Царь и король выступают на защиту совместно. Объявлялись свободными торговые отношения между подданными обоих государств.
- 1710 г. Царем Петром I издан указ об официальном введении русского гражданского алфавита вместо применявшегося ранее старославянского.
- 1724 г. Указ Императора Петра I.
Указано расписывать по монастырям отставных солдат и всяких убогих, не могущих работать; монахи должны им служить, а тем из монахов, которые окажутся лишними за числом служащих, отвести монастырские земли для обработки.
В женских монастырях велено воспитывать подкидышей или сирот, остающихся без призрения - мужского пола до 7 лет, после чего отдавать в школы, а девочек оставлять в монастырях и там обучать грамоте и разного рода рукоделиям, сделав, однако, для мальчиков и девочек особые помещения с особыми ходами.
- 1724 г. Издан Торговый устав с высокими пошлинами на иностранные товары, ввозимые в Россию.
- 1833 г. Манифест о введении в действие Свода законов.
Полный Свод Законов был издан в 15 томах, объемлющий 176 лет: от Соборного уложения Царя Алексее Михайловича до кончины в 1825 г. Императора Александра I. Заключал он в себе более 30 000 актов. Он постоянно дополнялся новыми узаконениями.
31 января Государь Николай I неожиданно прибыл в Государственный Совет и, заняв место между членами его, произнес длинную и подробную речь, поразившую всех своей ясностью, последовательностью и силою о необходимости для России систематического Свода созданных в разное время законов, еще сохраняющих свою силу. После краткого обсуждения решено Свод обнародовать.
- 1864 г. Открыт первый в России зоологический сад в Москве.
- 1865 г. Дмитрий Иванович Менделеев защитил докторскую диссертацию по теме "О соединении спирта с водою".
Получил звание профессора Петербургского университета по кафедре технической химии. В этой работе он сообщил об открытии им гидратных комплексов. Тема этого великого открытия далеко не исчерпана и в наши дни.
Менделеев также много занимался исследованиями в области виноделия, но к изобретению водки (которое ему приписывают по незнанию или в анекдотах) никакого отношения не имеет - водка массово производилась в России задолго до его рождения (имеются сведения о вывозе водки из России в соседнюю Швецию в 1505 г.)
Привилегия (патент) на процесс получения водки в ее современном виде был выдан в России немцу-изобретателю еще в петровские времена. Но Менделеев в своих исследованиях первым заметил, что напитки крепче 30 градусов отрицательно влияют на слизистые ротовой полости и пищевода, а потому настоятельно рекомендовал воздерживаться от употребления 40-градусной водки в неразбавленном виде. Для компенсации недостатка привычной для русских "крепости" он рекомендовал добавку настойки перца. Так появилась 28-градусная "Перцовка".
Издавна существовавший термин "водка" - на древнерусском языке уменьшительное от слова "вода", т.е. на современный язык может быть переведен как "водица".
- 1915 г. На масляной седмице, Государь Император Николай II прибыл в Екатеринослав.
Государь посетил военный завод, был тепло встречен простыми рабочими и имел с ними продолжительные беседы. В приветственном слове Государю Высокопреосвященный Агапит сказал: "Это ваш подвиг, Ваше Императорское Величество. Вы трудитесь, наблюдая русскую жизнь и душу православного человека в наши скорбные, но святые дни. Вы лично видите, как Святая Русь вместе со своим Царем ничего не жалеет для блага своей Родины".
- 1918 г. Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря (григорианского).
Установлено, что день после 31 января считать не 1 февраля, а сразу 14 февраля, изъяв "лишние" 13 суток.
Петровская реформа 1700 года, изменившая начало отсчета летосчисления – от Рождества Христова (а не от Сотворения міра) – тем не менее оставила в силе Юлианский календарь. Помимо своего гармоничного и духовного превосходства над Григорианским, он служил некоторым барьером для слияния России с западным христианско-апостасийным міром. Большевики этот барьер разрушили, поскольку сами были тогда главным инструментом антихристианской "тайны беззакония".
- 1925 г. † Буткевич Тимофей Иванович
о. Тимофей Иванович, протоиерей, профессор богословия Харьковского университета, член Государственного Совета, активный участник монархического движения. Родился 21.02.1854 г., в семье священника с. Большая Рогозянка Харьковского у., дед был дьячком, прадед — священником.
Когда в разгар революционных беспорядков по всей России начали возникать монархические союзы, о. Тимофей стал одним из активных участников патриотического движения. Свидетельством его авторитета среди монархистов является тот факт, что он был избран одним из 6 почетных членов Харьковского отдела Союза русского народа (СРН) наряду с о. Иоанном Кронштадтским, архиеп. Харьковским и Ахтырским Арсением, видным правым деятелем отставным генерал-лейтенантом Е. В. Богдановичем, организатором отдела проф. А. С. Вязигиным и председателем Главного совета СРН д-ром А. И. Дубровиным. В 1906 г. прот. Буткевич был избран членом Государственного Совета от белого духовенства, затем был переизбран на новый срок. В составе Госсовета он был твердым защитником Церкви и незыблемости монархического строя. В Петербурге он стал активнейшим членом старейшей монархической организации Русского собрания (РС), где регулярно выступал с докладами по самым разным вопросам. Доклад «О вторжении евреев в лоно Церкви Христовой», прочитанный 18 сент. 1911 г., вызвал столь большой интерес, что о. Тимофею пришлось повторить его 14 окт.
После февральской революции о. Тимофей вернулся в родной Харьков. 1 янв. 1918 г. он — настоятель Свято-Николаевской церкви.
Прот. Буткевич умер в Харькове от воспаления легких и паралича сердца, похоронен на кладбище возле Иоанно-Усекновенской церкви в одной ограде с матерью и дочерью. Когда кладбище сносили, захоронение было уничтожено, сохранилась лишь часть гранитного памятника матери о. Тимофея.
- 1931 г. † Поселянин.
Настоящее имя — Погожев Евгений Николаевич, писатель и публицист. Родился в Москве в семье врача, личного дворянина. Окончил в Москве Лицей им. цесаревича Николая и юридический факультет Московского университета (1892 г.). Писать и публиковаться начал в студенческие годы.
Летом 1888 г. побывал в Оптиной пустыни и стал духовным сыном великого старца Амвросия (Гренкова), который благословил его писать «в защиту веры, Церкви и народности». Был также знаком с др. известным старцем Варсонофием (Плиханковым), ценившим его талант и говорившим: «Погожев — художник в душе, и это отражается в его литературных произведениях».
Поселянин, несомненно, был одаренным популяризатором-апологетом, старавшимся познакомить современников с житиями знаменитых подвижников (он обработал и переложил «Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского»), святых отроков («Святая юность», 1915 г.) и святых воинов («Сказание о святых вождях Земли Русской», 1900 г.), прежде всего изображая их «не со стороны историко-общественного значения, а со стороны их нравственной крепости...».
После 1917 г. популярнейший автор был обречен на полное молчание до конца дней (если не считать двух статей о Пушкине «Отравленный Пушкин»). На жизнь, начиная с 1922 г., писатель зарабатывал частными уроками.
В ночь на 12 апр. 1924 г. его с группой «бывших» арестовали в Ленинграде и, обвинив в «организации монархической группировки», на два года выслали в Ангарский край (Богучаны, Гольтявино, Канск). Вернувшись из ссылки, Поселянин оставался на свободе 5 лет и в дек. 1930 г. был снова арестован по «делу Преображенского собора» в Ленинграде, которое заключалось в обращении прихожан (в их числе Поселянин) к эмигрантам, служившим в Преображенском полку, с просьбой о помощи в ремонте храма. Поселянин держался на допросах очень мужественно. Приговор Поселянина к расстрелу был приведен в исполнение в подвале здания ОГПУ на Шпалерной ул. Место, где похоронен Поселянин, остается пока неизвестным.
- 1973 г. † Стефан (Игнатенко).
Старец, иеросхимонах. Родился 25.10.1886 г. в казачьей семье. Отец погиб от разбойников-черкесов. С 17 лет загорелся любовью к монашеству.
Постригся в монахи во Второ-Афонском монастыре. В 1926, ища уединения, с 2 монахами ушел в глубокую пустынь по долине р. Кодор. Зиму проводил в селении Псху, которое считалось «столицей» пустынножительства. Однако сам старец не советовал другим уходить в пустыню. Он говорил, что можно жить в больших городах — современных пустынях нашего столетия из-за того, что здесь минимально приходится заботиться о внешнем: «Истинные ревнители Бога скроют себя среди мира». В дом старца в Кисловодске шли люди со всей России.
- 1671 г. † в начале февраля скончался Ерофей Павлович Хабаров, исследователь Восточной Сибири
Ерофей Павлович Хабаров по прозвищу Святитский (ок. 1603/1607-1671), русский исследователь, путешественник и предприниматель. Происходил из крестьян Устюжского уезда.
Узнав об успешном походе Пояркова, Хабаров стал просить воеводу Дмитрия Андреевича Францбекова снарядить сильный отряд в даурские земли. Францбеков согласился послать отряд казаков и отпустил Хабарову в кредит казенное военное снаряжение и оружие, сельскохозяйственный инвентарь, а из своих личных средств дал деньги под проценты всем участникам похода. Посылая Хабарова, воевода дал ему наказ – призвать даурских князей Лавкая и Батогу "под высокую государеву руку".
В 1649г. собранный Хабаровым отряд "охочих людей" отправился в Приамурье, где до 1653г. ходил вверх и вниз по Амуру, подчиняя местные племена, накладывая на них дань. В 1651-1653 гг. спустился по Амуру от впадения в него р. Урки ниже устья р. Уссури. Хабаров составил "Чертёж реке Амуру" и положил начало заселению русскими этой территории. За свои труды Хабаров был пожалован в "дети боярские". Умер в начале февраля 1671 года.
Именем его названы г. Хабаровск, посёлок и ж.-д. станция Ерофей Павлович на Транссибирской магистрали.
- 1831 г. Указ Сената.
О запрещении воспитывать детей от 10 до 18 лет за границей под угрозой лишения права на поступление в гражданскую службу.
- 1923 г. "Поместный собор" в Москве.
Созванный под контролем ГПУ, различными группировками раскольников: обновленцами, живоцерковниками, возрожденцами, самосвятами и прочими, направленный на уничтожение Русской Православной Церкви. Он приветствовал советскую власть, "исполняющую заветы Христа". В числе его "деяний" - постановление о контрреволюционной деятельности священоначалия и лишения Патриаршества Святейшего Патриарха Тихона, о закрытии монастырей, об отмене полностью Юлианского календаря и принятии Церковью с 12 июня 1923 г. Григорианского календаря, о разрешении епископам жениться, о богослужении на русском разговорном языке и др.
12 февраля 14 февраля
Назад к списку