7 февраля
(25 января по старому стилю)
- Григорий весноуказатель.
Народное название дня св. Григория Богослова.
По народному поверью в этот день следует вспоминать о добрых делах и добрых людях, чтобы с добром войти в весну, чтобы в семьях были мир и лад. О своих же «благородных поступках» не говорили, потому что они делаются не для показухи, а ради собственной души. Говорили: «Господь и так все добрые дела видит».
Аксинья Григория торопит, чтобы весну не упустил, солнышко на крыши посадил.
Каков Григорий с утра до полудня — такова будет первая половина следующей зимы, а с полудня до вечера — вторая половина будущей зимы.
- 1619 г. † Голицын Василий Васильевич.
Князь, боярин и воевода. Участвовал в походах на города Нарву (1590 г.) и Смоленск (1596 и 1599 гг.).
В 1608 г. Голицын в союзе с Шуйским возглавлял царское войско в походе против Лжедмитрия II и бежал из-под Болхова. В следующем году был участником заговора против царя Василия Шуйского. После низвержения Шуйского являлся одним из кандидатов на царский престол. Впоследствии, будучи отправлен в составе посольства к Сигизмунду под Смоленск по поводу избрания королевича Владислава на Московский престол, Голицын был арестован и сослан вместе с митр. Филаретом и др. в Польшу (Голицын — в крепость Мариенбург). В 1616 г., несмотря на настояния Сигизмунда, отказался склонить московских бояр к возведению королевича Владислава на Московский престол. В 1619г. был заключен договор об обмене пленными, но Голицын так и не увидел родной земли, скончавшись по дороге в Москву. Похоронен в Вильне, в братской церкви Св. Духа.
- 1640 г.
В этот день в 1640 г. казаки принесли в Москву, в церковь свт. Николая, что в Замоскворечье, чудотворную икону "Утоли моя печали".
- 1694 г. † Нарышкина Наталья Кирилловна.
2-я жена Царя Алексея Михайловича и мать Петра I. Родилась 26.08.1651 г. Воспитывалась в семье родственника боярина А. С. Матвеева. В его доме ее увидел Царь, и 22 янв. 1671 состоялось их бракосочетание. В 1672 она родила сына Петра, а в следующие годы — дочерей Наталью (1673—1716) и Феодору (1674—78).
При Петре I она принимала участие в важных делах: после смерти патр. Иоакима настояла на избрании Патриархом Казанского митр. Адриана, отвергнув его соперника, Псковского митр. Маркелла, к которому склонялся Петр. Последний вскоре отдался своим увлечениям к путешествиям и кораблестроению, но поддерживал нежную переписку с матерью. В 1692 она наезжала в Переяславль, где большей частью пребывал Петр.
- 1715 г. Указ Царя Петра I "О нечинении доносов, о подметных письмах и о сожигании оных при свидетелях на месте".
"Понеже многия являются подметныя письма, в которых большая часть воровских и раскольничьих вымышлений, которыми под видом добродетели, яд свой изливают; того ради повелевается всем: кто какое письмо поднимет, тот бы отнюдь не доносил об нем, ниже чел ни разпечатывал, но объявя посторонним свидетелям, жгли на том месте, где подымет, ибо и недавно некто подкинул письмо, яко бы о нужном деле; в котором пишет, ежели угодно, то он явится; почему нетокмо позволено оному явиться, но и денег в фонаре 500 рублей поставлено; и более недели стояли, но ни кто не явился... Того для, кто истинный Христианин и верный слуга своему Государю и отечеству, тот без всякаго сумнения может явно доносить словесно и письменно о нужных и важных делах Самому Государю, или пришед к двору Его Царскаго Величества, объявить караульному сержанту, что он имеет нужное доношение, а имянно о следующих: 1. о каком злом умысле против персоны Его Величества или измены, 2. о возмущении или бунте, 3. о похищении казны; а о прочих делах доносить кому те дела вручены, и как свидетельствует недавно публикованый указ, а писем не подметывать…".
- 1721 г. Указ Царя Петра I "О учреждении Синода".
В предисловии к духовному регламенту выражена мысль о логическом переходе идеи коллегиальности от мирской области в церковную. "Хотя, - говорится в нем, - власть монархов самодержавна, но ради лучшего взыскания истины и чтоб не клеветали непокорные люди, что монарх имеет своих советников, тем более это необходимо в церковном правлении, где правительство не монаршеское есть и правителем заповедуется, да не господствуют клиру". Коллегиальный порядок признавался самым удобным и пристойным для церкви, и потому-то учреждалась для всех церковных дел духовная коллегия.
Под духовными делами разумелись два вида дел: одни касались вообще всех принадлежащих к церкви лиц как духовного, так и мирского чина, от мала, до велика. Ко второму разряду причислялись собственно дела касавшиеся лиц духовного звания.
- 1746 г. † Нарышкин Александр Львович.
Племянник Царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, любимец Царя Петра I. Родился 26.04.1694 г.
В молодости учился мореплаванию в Голландии, путешествовал по Германии, Франции и Италии. В 1724 был назначен директором Морской академии, в 1725 — президентом Камер-коллегии и директором Артиллерийской конторы.
- 1850 г. † Бантыш-Каменский Дмитрий Николаевич
Исторический писатель.
Бантыш-Каменский скончался в Петербурге, а погребен в Москве, в Донком монастыре. Из многочисленных сочинений Бантыш-Каменского важнейшие: «История Малой России», «Россиянин при гробе патриарха Гермогена» (М., 1804; 2-е изд. испр. 1806), «Деяния знаменитых полководцев и министров, служивших в царствование Петра Великого» (М., 1813), «Историческое собрание списков кавалерам четырех Российских Императорских орденов (Андрея Первозванного, св. Екатерины, Александра Невского и св. Анны) с приложением старых статутов и алфавита фамилиям упоминаемых кавалеров» (М., 1814), «Словарь достопамятных людей русской земли, содержащий в себе жизнь и деяния знаменитых полководцев, мужей государственных и проч.» в 5 ч. (М., 1836. Дополнение 3 ч. издано в 1847 г.), «Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов», 4 ч. (СПб., 1840–1841). Кроме перечисленных трудов Бантыш-Каменского, некоторые отдельные его брошюры (об Н. Н. Бантыш-Каменском, преосвящ. Амвросии, архиеп. Московском) вошли позже в «Словарь».
- 1912 г. † Милютин Дмитрий Алексеевич.
Государственный и военный деятель, граф, генерал-фельдмаршал, член Государственного Совета, почетный президент академий: Николаевской Генерального штаба и Александровской Военно-юридической, почетный член Академии наук и Академий: Артиллерийской, Инженерной и Военно-медицинской, Московского и Харьковского университетов, Географического общества, доктор истории и шеф 121-го пехотного Пензенского полка, военный министр эпохи «великих реформ». Родился 28.06.1816 г. Образование получил в Благородном пансионе при Московском университете, по окончании которого служил юнкером в гвардейской артиллерии.
В 1860 Милютин был назначен товарищем военного министра, а через год сам занял ответственный министерский пост. Находясь на этом посту в течение 20 лет, Милютин радикально реорганизовал армию. Главнейшей из реформ было введение в 1874 всеобщей воинской повинности для всех классов населения; шагом на пути к реформе было сокращение общего срока службы с 25 до 16 лет. Кроме того, Милютиным был улучшен солдатский быт, упразднены шпицрутены и др. тяжкие телесные наказания (1863), введена военно-судебная реформа.
- 1918 г. † Убиение митрополита Киевского и Галицкого Владимира.
25 января вечером пять вооружённых солдат во главе с матросом пришли за митрополитом Владимиром. По словам одного случайного очевидца мученической кончины владыки, убийцы привезли Святителя Владимира к месту расстрела на автомобиле. Когда убийцы вывели митрополита из автомобиля и остановились на площадке, то архипастырь-мученик обратился к своим убийцам с такими словами: "Что, вы здесь меня хотите расстрелять?" Один из них ответил: "А что же, церемониться с тобою?" Тогда митрополит попросил у них времени помолиться Богу. Один из убийц сказал: "Но только поскоре”! Митрополит воздел руки кверху и сказал: "Господи, прости мои согрешения, вольные и невольные, и приими дух мой с миром", - потом он благословил крестообразно обеими руками своих убийц и сказал: "Господь вас благословляет и прощает". И после этого, когда митрополит ещё не успел опустить рук, послышались три выстрела, и митрополит упал. Убийцы подошли к своей жертве и уже в лежащего сделали несколько выстрелов.
Первым священномучеником в архиерейском сане в эпоху жидобольшевицких гонений ХХ века стал митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) (1848–1918).
К этому дню убиения любимого "всероссийского архипастыря" Поместным Собором в 1918 г. было приурочено поминание жертв жидобольшевицкого террора против Церкви, которое стало впоследствии праздником Новомучеников и исповедников Российских.
- 1920 г. † Адмирал Колчак.
Убит в Иркутске адмирал А.В. Колчак, Верховный главнокомандующий белых армий, выданный революционерам его союзниками из стран Антанты.
Александр Васильевич Колчак (1874–1920 гг.) - выдающийся полярный исследователь, герой Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн. Во время последней возглавил Белое движение как Верховный правитель России, будучи благословленным на это Патриархом Тихоном (см. его письмо). За отстаивание государственных интересов России непокорный адмирал был выдан Антантой красным, которые убили его без суда и труп бросили в реку.
- 1921 г. † Дутов Александр Ильич.
Умер в г. Суйдун (Китай) после покушения накануне чекистами белый генерал Александр Ильич Дутов, атаман Оренбургского казачества.
Александр Ильич Дутов (1879–1921 гг.) родился в семье казачьего офицера и тоже стал военным. Участник русско-японской и Первой мировой войн, имел награды. После Октябрьского переворота возглавил антибольшевицкую борьбу Оренбургского казачества, вошел в армию А.В. Колчака, где дослужился до генерал-лейтенанта. В 1920г. эвакуировался через Семиречье в Китай, намереваясь оттуда готовить новый поход. Убит большевицким агентом в г. Суйдун.
6 февраля 8 февраля
Назад к списку