5 февраля
(23 января по старому стилю)
- Агафонник полухлебник.
Агафонник в закромах спины не разгибает, здоровому зерну счет ведет.
В этом день полагалось отправиться в амбары, посмотреть, сколько осталось до весны хлеба. Необходимо было проверить посевное зерно.
Амбары же в этот день приводили в порядок: пустые закрома выметали да вычищали, а двери и стены латали да поправляли, коли нужда в том была.
- 630 г. Шестой Вселенский Собор.
Шестой Вселенский Собор был созван в 630г. в Константинополе, при императоре Константине Погонате против лжеучения еретиков-монофелитов, которые признавали в Иисусе Христе только одну Божественную волю. Собор осудил и отверг ересь монофелитов и определил признавать в Иисусе Христе два естества — Божеское и человеческое, и по этим двум естествам — две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, но покорна Его воле Божественной.
На Соборе присутствовало 170 епископов.
- 1565 г. † Преподобный Геннадий Костромской.
Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский, в миру Григорий, родился в городе Могилеве в богатой семье. Рано проявившаяся в нем любовь к храму, частое посещение монастырей вызывали недовольство родителей. Однако Григорий твердо решил посвятить себя Богу и, переодевшись в бедную одежду, тайно покинул родительский дом и направился в Москву.
Скончался в 1565 г. первый провозвестник будущей славы Дома Романовых.
За свою благочестивую жизнь святой Геннадий получил от Бога дар прозорливости и исцелений. Так, будучи в Москве, он предсказал дочери боярина Романа Захарьина, Анастасии Романовне, что она станет царицей. Действительно, она потом вышла замуж за царя Ивана Грозного и была его любимой женой. Сам царь Иван Грозный упросил преподобного стать крестным отцом его дочери.
Преподобный призывал: "Стремитесь к свету, а тьму оставляйте".
- 1724 г. Указ Императора Петра I "О снаряжении экспедиции на Камчатку".
- 1759 г.
Для защиты лесов вокруг столицы указ Императрицы Елизаветы Петровны запретил располагать новые фабрики и заводы вблизи Петербурга.
- 1916 г. Трапезундская операция.
Проходила с 23 января по 5 апреля. В результате взятия Русскими войсками Трапезунда, Турецкая армия оказалась отрезанной от Стамбула.
- 1919 г. † Розанов Василий Васильевич.
Писатель, мыслитель, публицист, литературный критик. Родился 2.05.1856 г., в г. Ветлуга Костромской губ. Закончил историко-филологический факультет Московского университета в 1882. Преподавал историю и географию в гимназиях Брянска, Ельца и Белого. Учениками Розанова в Ельце были С. Булгаков и М. Пришвин.
Все написанные Розановым книги и статьи проникнуты одной мыслью — мыслью о судьбе России. «Дана нам красота невиданная. И богатство неслыханное, — признавался писатель и тут же добавлял: «Но глупые дети все растратили. Это русские». С другой стороны, как бы отвечая тем, кто упрекал Россию в нецивилизованности, Розанов категорически утверждал, что Русский Народ более чем цивилизован, он — культурен, ибо за его плечами более чем 1000-летняя духовная культура: «Русский Народ и при безграмотности или малой грамотности есть уже культура, ибо культура — не в книжках, а в башке. Культура — в совести, душе, правде, Боге».
Как бы подводя итог своим размышлениям о демократии, Розанов писал в авг. 1917 г.: «Демократия обманула Россию, и Россия теперь оставляет демократию. А если это больно, то надо было думать не теперь, когда больно, а когда плакала Россия, когда кричал Керенский и тоже плакал; когда “ребятушки” наши братались и потом сдавались, а “рабочие” оставляли Россию без паровозов, без вагонов, без ремонта, очень хорошо зарабатывая на общем бедствии».
Говоря о широком распространении в России материалистических и атеистических доктрин, Розанов заявляет, что сущность XIX столетия — в «оставлении Богом человека». Ни к чему хорошему, это, разумеется, привести не могло, и век двадцатый подтвердил правоту этого розановского пророчества.
Особое внимание Розанов уделял еврейскому вопросу, считая его важнейшим вопросом всемирной истории. В своей книге «Обонятельное и осязательное отношение евреев к крови» Розанов раскрывает тайны иудейских ритуалов, умертвляющих христианских детей. Исследовав убийство Андрея Ющинского, Розанов делает вывод, что мальчик стал «жертвой ритуала и еврейского фанатизма», имевшего для иудеев высший религиозный смысл. «Как мало мы знаем еврейство и евреев! — делает вывод из своего исследования Розанов. — Мы ведь совсем их не знаем. Как они умело скрывают под фиговым листом невинности силу громадную, мировую силу, с которой с каждым годом приходится все больше и больше считаться».
4 февраля 6 февраля
Назад к списку