БИБЛИОТЕКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

25 мая

(12 мая по старому стилю)

- Епифанов день.

Народное название дня свт. Епифания. По народной примете, «если на Епифана утро в красном кафтане» — к пожарам.

В народных поверьях Епифан рядился в красный сарафан под цвет рябины, поэтому девушки в этот день надевали красные сарафаны. По древнему обычаю, крестьяне выходили в этот день к рябине и, обращаясь к Епифану, просили его уберечь дома и дворы от огня-пожарища.

- 960    При святой равноапостольной Ольге освящен в Киеве храм Софии – Премудрости Божией.

Святой равноапостольный Владимир, освятив кафедральный собор Пресвятой Богородицы, посвящал тем самым, вслед за равноапостольным Константином, стольный град Земли Русской, Киев, Владычице Небесной.

Тогда же святым Владимиром была пожалована Церкви десятина, почему и храм, ставший центром общерусского сбора церковной десятины, нарекли Десятинным. Древнейший текст уставной грамоты, или церковного Устава, святого князя Владимира гласил: "Се даю церкви сей Святыя Богородицы десятину из всего своего княжения, и тако же и по всей земле Русской от всего княжья суда десятую векшу, из торгу – десятую неделю, а из домов на всяко лето – десятое всякого стада и всякого жита, чу'дной Матери Божией и чу'дному Спасу". Устав перечислял также "церковных людей", освобождавшихся от судебной власти князя и его тиунов, подлежавших суду митрополита.

Летопись сохранила молитву святого Владимира, с которой он обратился к Вседержителю при освящении Успенского Десятинного храма: "Господи Боже, призри с Небесе и виждь, и посети винограда Своего, яже насади десница Твоя. И сверши новые люди сии, им же обратил еси сердце и разум – познати Тебя, Бога Истинного. И призри на церковь Твою сию, юже создал недостойный раб Твой во имя Рождшей Тя Матери, Приснодевы Богородицы. Аще кто помолится в церкви сей, то услыши молитву его, молитв ради Пречистой Богородицы".                              

- 996                            

12 мая 996 года по поводу освящения Десятинной церкви князь Владимир "сотвори пирование светло", "раздавая имения много убогим, и нищим, и странникам, и по церквам и по монастырям. Больным же и нищим доставлял по улицам великие кады и бочки меду, и хлеб, и мясо, и рыбу, и сыр, желая, чтобы все приходили и ели, славя Бога". Пиры устраивались также в честь побед киевских богатырей, полководцев Владимировых дружин – Добрыни, Александра Поповича, Рогдая Удалого.

С Десятинной церковью и епископом Анастасом некоторые историки связывали начало русского летописания. При ней были составлены Житие святой Ольги и сказание о варягах-мучениках в их первоначальном виде, а также "Слово о том, како крестися Владимир возмя Корсунь". Там же возникла ранняя, греческая редакция Жития святых мучеников Бориса и Глеба.

- 1633     † Преподобный Дионисий Радонежский.

В миру Давид Зобниновский, родился около 1570 года в городе Ржеве. Постриженик, а затем настоятель Старицкого Успенского монастыря, во время событий Смутного времени был ближайшим помощником святителя Ермогена, Патриарха Московского.

С 1610 года преподобный Дионисий – архимандрит Троице-Сергиевой Лавры. При нем в монастырских слободах были открыты дома и больницы для страждущих, раненых и оставшихся бездомными во время польско-литовского нашествия. Во время голода по его настоянию братия Лавры питались овсяным хлебом и водою, чтобы сберечь пшеничный и ржаной хлеб для больных.

В 1611-1612 годах совместно с келарем Троице-Сергиевой обители иноком Авраамием Палицыным († 1625) он писал окружные послания с призывом присылать ратных людей и денежные средства для освобождения Москвы от поляков, а также к князю Димитрию Пожарскому и ко всем ратным людям с призывом ускорить поход на Москву.

Преставился преподобный Дионисий 12 мая 1633 года и погребен в Троице-Сергиевой Лавре.

- 1794     † Шешковский Степен Иванович.

Начальник Тайной экспедиции при Императрице Екатерине II. Родился 21.12.1719 г.

В 1757 был назначен секретарем Канцелярии тайных розыскных дел. Упраздненная Петром III, она возродилась при Екатерине II под наименованием Тайной экспедиции. Шешковский продолжил в ней свою службу и в 1767 г. был назначен обер-секретарем. Позже произвел сыск по делу Пугачева. Шешковский производил расследование дел о Пассеке, Радищеве, Новикове, Мировиче и других масонах и заговорщиках против Русского государства. Он применял при допросах розги, плети и кнут.

- 1829     Вторая Коронация Императора Николая I в Варшаве.

Обряд коронования был совершен в королевском замке, в зале сената. После молитвы архиепископа Государь возложил на себя корону, надел порфиру, украсил цепью ордена Белого Орла Императрицу и принял в руки державу и скипетр. Группа заговорщиков задумала произвести покушение на Государя, но это им не удалось в следствии во время принятых мер.

- 1891   12  мая в 11.30 час. утра съезд Его Императорского Высочества на берег г. Владивостока.

При громе пушек, восторженных криках «Ура!», собравшегося на берегу народа и войск, при звоне колоколов, Его Императорское Высочество Государь Наследник Цесаревич сошел на берег у адмиральской пристани.

На пристани был выстроен почетный караул от 1-го Восточно-Сибирского линейного Его Императорского Высочества Великого Князя Алексея Александровича батальона. Высокий Гость был встречен генерал-губернатором Приамурского края, военным губернатором Приморской области, командиром порта, комендантом и представителями города. Владивостокский городской голова И.Я.Маковский поднес на серебряном блюде хлеб-соль и обратился с речью:

"ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЫСОЧЕСТВО! Население Владивостока, как и вся Сибирь, было исполнено невыразимой радости, ожидая Наследника Русского Престола, впервые посещающего здешние далекие окраины. Оно как громовым ударом было сражено известием о злодейском покушении на Священную Особу Вашего Императорского Высочества. Но Господь не допустил свершиться злодеянию и охранил Россию от тяжкого испытания. В общей молитве мы принесли благодарение Всевышнему, явившему новое милосердие Свое к русскому народу, и теперь ликуем, встречая на пороге отечества Ваше Императорское Высочество в добром здоровье.

Простите неустроенность нашего города! Город еще новый, только что строится, многого в нем недостает. Но население его богато твердою верою во Всемогущего Бога, безграничною любовью и непоколебимою преданностью своему Монарху и Его Августейшему Дому, — богато именно тем, что издревле составляет оплот величия и могущества нашей родины. Добро пожаловать, Ваше Императорское Высочество!"

Приняв хлеб-соль, Его Императорское Высочество направился к триумфальной арке, воздвигнутой в ознаменование Его приезда. От пристани до арки путь был устлан коврами. По одну сторону пути разместились городские дамы и воспитанницы женских училищ, по другую — гимназисты и воспитанники школ со своими воспитателями. От арки, по левую сторону пути следования Наследника Цесаревича, начиная почетным караулом, стояли шпалерами войска вплоть до собора, по другую сторону — представители всех ведомств и учреждений и массы народа. Приняв почетный караул, Государь Наследник Цесаревич в сопровождении свиты и конвоя из казаков Уссурийской сотни изволил проследовать, приветствуемый громогласным "ура!" народа, в собор, где был встречен протоиереем Смирновым с местным духовенством.

После совершения благодарственного молебна Его Высочество изволил прибыть в помещение губернатора, где Ему имели счастие быть представленными начальники частей сибирской флотилии и порта, военных частей, гражданских и городских учреждений, а также железнодорожные инженеры. По окончании представления Его Императорскому Высочеству поднесли хлеб-соль на серебряных блюдах старшины от китайских, японских и корейских обществ, проживающих во Владивостоке.

По окончании приема Государь Наследник Цесаревич в сопровождении принца Георгия Греческого, изволил отбыть на фрегат "Память Азова", провожаемый народом и войсками.

- 1907

Государь Император Николай II принял депутацию Почаевского отдела СРН во главе с настоятелем Почаевской лавры архим. Виталием (Максименко), в которую входили преимущественно волынские крестьяне, мещане и дворяне. О. Виталий произнес речь, в которой рассказал Царю о нуждах народных и преподнес икону Почаевской Божией Матери.

Государь, выслушав речь, изволил сказать: «Передайте от имени Моего спасибо всем людям, которые вас послали. О ваших нуждах Я буду заботиться. На Меня надейтесь». Затем Государь похристосовался с каждым членом делегации, а Государыня и Наследник Цесаревич преподнесли каждому подарок.

- 1911    † Ключевский Василий Осипович.

Василий Осипович Ключевский (1841–1911), русский историк. Из семьи сельского священника. В 1893 г. был приглашен преподавать курс русской истории сыну Александра III Георгию. Ключевский широко известен своим лекционным "Курсом русской истории" и по праву считается непревзойденным лектором. Аудитория Московского университета, в которой он читал свой курс, всегда была переполнена. Был избран действительным членом Академии наук. Если в жизни многих выдающихся русских деятелей XIX века было заметно поправение, то у Ключевского на переломе веков заметен обратный процесс. Он стал кадетом и упоминается в масонских источниках этого периода как член масонской ложи.

- 1913   Прославление священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца.

Еще в 1903 г. во время пребывания в Москве Государь Николай II посетил пещеру Чудова монастыря, где принял мученическую смерть Патриарх Ермоген, и повелел там устроить церковь во имя Святителя. На всеподданнейшем докладе Св. Синода о прославлении сщмч. Ермогена Государь начертал 4 апреля 1913г.: «Прочел с чувством истинной радости». На свои средства Царь-Мученик устроил гроб и раку для мощей Святого, а Царица-Мученица изготовила священные облачения для мощей: патриарший куколь, епитрахиль и мантию.

- 1917

Согласно определения Священного Синода, выпущенного 12 мая 1917 г., все представители духовенства, на которых духовным судом были наложены взыскания за политические убеждения (т.е. левые антимонархические деяния), освобождались от них, причем с восстановлением своих прежних прав и положения. Этими определениями Синод подчеркнул свой отказ от монархической официальной церковной политики, принятой при самодержавном строе.

- 1922     Родился Дроздов Иван Владимирович.

Писатель и общественный деятель, организатор трезвеннического движения. Родился в дер. Ананьино Бековского р-на Пензенской обл. в крестьянской семье. Участник Великой Отечественной войны, с 1941 по 1945 на фронте, служил в авиации, затем в зенитной артиллерии, кавалер 5 боевых орденов и многих медалей. Его бронзовый бюст установлен в музее Великой Победы на Поклонной горе в Москве.

Принимает активное участие в трезвенническом движении, является руководителем общественной организации «За трезвость нашего народа», автор книг, посвященных теории и практике работы по отрезвлению «Геннадий Шечко и его метод», «Унесенные водкой» и др.

- 1998г.    Начало Крестного Хода из Владивостока в Москву под девизом: "За Веру и Верность", к 2000-летию Рождества Христова.

Вот что писал о метафизике крестного хода святитель Митрополит Филарет Московский: «Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством Святых, которых иконы в нем шествуют, и приближаешься к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает Святыню Небесную. Присутствие Креста Господня и святых икон и кропление освященною водою очищает воздух и землю от наших греховных нечистот, удаляет темные силы и приближает светлые. Пользуйся сею помощью для твоей веры и молитвы и не делай ее безполезною для тебя твоим нерадением. Слыша церковное пение в крестном ходе, соединяй с ним твою молитву, и если по отдалению не слышишь, призывай к себе Господа, Божию Матерь и Святых Его известным тебе образом молитвы. Не беда, если отстанешь телом, не отставай от Святыни духом».

24 мая       26 мая


Назад к списку