БИБЛИОТЕКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

21 мая

(8 мая по старому стилю)

- Иоанн Богослов.

Народное название — Иван Путник, Иван Долгий, Иван Пшеничник, апостол из 12-ти, евангелист (ск. ок. 105—106), согласно церковному преданию, сын Зеведея и Саломии — дочери св. Иосифа, обручника Девы Марии. Иоанн вместе со своим братом Иаковом был призван Иисусом Христом, и оба брата тут же последовали за Господом.

Ап. Иоанн был особенно любим Иисусом Христом. Вместе с Иаковом и ап. Петром св. Иоанн был свидетелем Преображения Иисуса Христа. Он присутствовал и во время крестных страданий Господа. Перед своей смертью Иисус

Христос поручил Иоанну заботиться о Пресвятой Богородице, Которой апостол служил вплоть до Ее Успения, не отлучаясь из Иерусалима.

После Успения Матери Божией ап. Иоанн направился в малоазийский город Ефес, проповедовать в котором ему выпало по жребию. Во времена гонения имп. Нерона св. Иоанн был приговорен к ссылке на остров Патмос в Эгейском море. Здесь вместе со своим учеником св. Прохором апостол провел несколько лет. На Патмосе Иоанном было написано «Откровение» (Апокалипсис), в котором раскрыты тайны судеб мира.

По возвращению в Ефес св. Иоанн написал Евангелие. В Новом Завете ему также принадлежат три послания, в которых он проповедует любовь к Богу и ближним.

«Апостолом любви» именует св. Церковь Иоанна Богослова. Прожив более 100 лет, Иоанн просил учеников своих похоронить его. Раскрыв спустя некоторое время могилу апостола, ученики не нашли его тела, таинственным образом взятого Господом. В древности на могиле св. Иоанна каждый год 8/21 мая выступал тонкий слой праха, приносивший исцеления. В память об этом чуде Церковь установила празднование в этот день. Кроме того, память Иоанну Богослову отмечается 26 сент./9 окт. (Преставление) и 30 июня/13 июля (в Соборе Святых Апостолов).

Иоанн Богослов был одним из самых почитаемых святых в русском народном сознании.

В день весеннего празднования св. Иоанна Богослова крестьяне начинали сеять пшеницу. Перед началом этого дела пеклись особенные пироги, называемые обетными, которые главным образом назначались для неимущих и странников. С этими пирогами хозяева выходили на перекрестки дорог и усердно молились Богу, чтоб он послал им какого-либо доброго человека разделить трудовой хлеб. Если при этом попадался какой-нибудь бедняк или странник, они считали это для себя счастием и милостию Божию; в противном случае они с печалию и чуть ли не со слезами возвращались домой и верили, что на них за что-то прогневался Бог, и тогда вся семья встречала своего домохозяина с горем, и все вместе, погрустив до слез и не касаясь обетного пирога, отдавали его на съедение птицам.

По народному убеждению, Иоанн Богослов есть Божий путник. Потому обращались к нему крестьяне, в дальний путь отправляющиеся, за наставлениями. Просили в дороге помогать, от злых недугов охранять.

«Иван — на то и путник, что все пути-дороги знает и добропорядочному человеку все расскажет-объяснит, все тайные тропы раскроет, прямые дороги покажет, верные направления укажет».

- 1243     † Святая благоверная княгиня Евпраксия Псковская.

В миру Евфросиния, дочь Полоцкого князя Рогволода Борисовича и тетка святого благоверного князя Довмонта-Тимофея была женой Псковского князя Ярослава Владимировича. Князь Ярослав бежал из Пскова в Ливонию и женился там на немке. Вместе с немецкими рыцарями он не раз нападал на русские земли, в 1231 году захватил Изборск. После ухода мужа Евфросиния обратилась к подвигам благочестия. В 1243 году она построила на берегу реки Великой монастырь во имя святого Иоанна Предтечи и стала его первой игуменией.

Приглашенная в Ливонию для свидания с бывшим мужем в городе Оденпе (Медвежья Голова) была убита пасынком, вероятно, сыном Ярослава от немки.

Погребена в соборе устроенного ею монастыря. Через десять дней после смерти святой Евпраксии над ее гробом совершилось чудо: от иконы Спасителя излилось миро. Икона была названа "Спаситель Мироточивый". Лик праведной княгини сохранился на двух иконах. На одной она изображена молящейся со святым Иоанном Предтечей и святым апостолом Андреем Первозванным. Другая икона с ее изображением находилась рядом с чудотворной иконой Спасителя.

- 1606    Венчание Лжедмитрия с Мариной Мнишек в Москве.

Самозванец хотел, чтобы по православному обряду совершены были в один и тот же день, 8 мая, и обручение его с Мариною, и царское коронование ее, и их бракосочетание. Обручение совершал протопоп придворного Благовещенского собора Феодор утром в столовой палате дворца, причем благословлял крестом как царя, так и его невесту, и она целовала православный крест.

Далее обрученные отправились вместе в Успенский собор, где ожидал их патриарх Игнатий с духовенством и бесчисленное множество народа, и когда царь начал в соборе прикладываться к святым иконам и мощам Московских чудотворцев, точно так же прикладывалась за ним и Марина.

Коронование ее совершал патриарх посреди собора, на амвоне, где поставлены были три седалища: посредине для царя, с правой стороны для патриарха, и с левой для Марины. Царь сказал патриарху речь, а патриарх благословил царя и Марину и отвечал также речью. Потом, следуя чину коронования, патриарх возложил на Марину по порядку бармы, диадему и корону, которые подавали ему то митрополиты, то архиепископы, не раз благословлял ее животворящим крестом, читал молитвы, возлагал на главу ее свою руку.

По окончании коронования патриарх совершал литургию и после Херувимской песни возложил на Марину пред царскими дверями золотую Мономахову цепь, а во время причастия также пред царскими дверями помазал Марину святым миром для присоединения ее к православной Церкви и причастил ее Христовых Тайн.

Вслед за литургиею последовало и бракосочетание царя с коронованною его невестою, которое совершил благовещенский протопоп Феодор. При Марине находился в соборе ее духовник иезуит Савицкий, а другой иезуит, Черниковский, тут же сказал ей приветственную речь на латинском языке. Совесть иезуитов нимало не смущалась, когда их духовная дочь пред ними и пред всеми притворялась православною и лицедействовала: они знали, что это недостойное средство ведет ее к браку с московским Царем, а брак этот обещал для них и для излюбленного папства великие выгоды.

Но не лучше была совесть и Русского патриарха, когда он из угодливости пред царем в присутствии православных преподавал, по их убеждению, еретичке таинства православной Церкви.

- 1712     Царь Петр I распорядился начать переезд из Москвы всех управленческих контор.

В Санкт-Петербурге уже в полном составе находилось главное правительственное учреждение — Сенат. По-видимому, с этого времени и начался отсчет времени официального существования новой столицы, ибо царского указа по этому поводу издано не было, по крайней мере, до сих пор он не найден.

- 1731    По Указу Императрицы Анны Иоанновны, Сенатом была учреждена Охотская военная флотилия - провозвестник Тихоокеанского Флота.

-  1837    † Балашов Александр Дмитриевич. 

Родился 13.7.1770 г. Генерал от инфантерии, генерал-лейтенант.

С января 1810г. член Государственного совета. В июле 1810 г. назначен министром полиции. Пользуясь доверием Императора Александра I, выполнял различные секретные поручения Императора. Являлся одним из видных сановников царствования Императора Александра I. Был одним из инициаторов назначения главнокомандующим Русской армии в 1812 г. гр. М.И. Голенищева-Кутузова.

- 1864    † Шевырев Степан Петрович.

Поэт, критик, историк литературы. Родился 18.10.1806 г., в Саратове в семье губернского предводителя дворянства. Получив вначале домашнее образование (куда входило изучение церковно-славянского, французского, немецкого языков), Шевырев окончил с золотой медалью Благородный пансион при Московском университете (1816—22).

До конца дней Шевырев не уставал пропагандировать русскую литературу. За границей не прекращал энергично работать. В февр.—марте 1861 г. прочитал во Флоренции курс истории русской словесности (12 лекций), а в нояб. занялся приготовлением к печати Storia della literature Russa, в которой намеревался познакомить итальянцев с произведениями русской словесности. В этом же году из-за границы приветствовал отмену крепостного права в России. В н. 1862 г. читал публичные лекции в Париже, обнимавшие историю русской литературы, включая Пушкина, Гоголя, Лермонтова. После лечения, не вполне оправившись от болезни, он продолжил курс лекций, знакомя парижан с произведениями Тургенева, А. К. Толстого, но смерть не дала завершить планы. Уже после вышли «Лекции о русской литературе, читанные в Париже в 1862 г.».

Шевырев до наших дней остался неоцененным русским национальным деятелем во всей его разносторонности; более того — оболганным: почти 100 лет русским «преподносили» его как «реакционера». Около его имени постоянно витали определения «охранительный», «официальный», «славянофил» — словно это преступления. Издания его серьезных трудов в течение ХХ в. не предпринимались. Публикации, которые были, сводились порой к двум-трем «цыганским» или сентиментальным романсовым стихотворениям, словно это все, что Шевырев написал. Ярые интернационалисты, со своими доминирующими антирусскими идеями, весь ХХ в. низводили Шевырева до третьестепенной величины литератора, принижая значение великого русского просветителя-патриота.

- 1866     Ирджарская битва.

Надменный образ действий бухарского эмира, потребовавшего очищения Россией завоёванной территории и конфисковавшего имущество проживавших в Бухаре русских купцов, а также оскорбление русской миссии, посланной для переговоров в Бухару, привели к окончательному разрыву.

Под Ирджаром — урочищем на левом берегу Сырдарьи, лежащим между Чиназом и Ходжентом, генерал Романовский с 2-тысячным отрядом нанёс бухарцам, первый и настолько решительный удар, что вся армия эмира обратилась в бегство, оставив в руках победителя весь лагерь, богатую палатку эмира и артиллерию.

Победа открыла русскому войску путь на Ходжент и на Джизак, которые были взяты в том же 1866 году.

- 1909    † Игнатий.

В миру Дверницкий Арсений Васильевич), иеромонах. Родился 12.07.1878 г. в семье очень небогатого почтового чиновника, в г. Кишиневе.

Горячие проповеди о. Игнатия в соборе, проповеди, в которых он призывал всех к верности Церкви и Государю, а также к борьбе с лютым внутренним врагом, сразу создали о. Игнатию широкую известность. На проповеди его народ сходился тысячами, т. ч. храм не мог вместить всех желающих. Приходили не только жители многолюдного Томска, но и крестьяне окрестных сел и деревень. Скоро он стал признанным и любимейшим вождем объединенного патриотизма.

Заслуги о. Игнатия перед патриотическим движением были велики. Своей неутомимой энергией он усилил и укрепил русское дело. Сторонники Союза русского народа стали насчитываться тысячами. Томская интеллигенция возненавидела о. Игнатия как крупного общественного деятеля-патриота. Бороться в открытую с ним крамольникам было не под силу, и они уже тогда, в 1906, стали поговаривать о том, что о. Игнатия следует «убрать», что он слишком опасный для «освободительного движения» человек.

1 сент. 1908 о. Игнатий был назначен заведующим Томской церковно-учительской школой, которую революционеры превратили в притон. О. Игнатий восстановил нарушенный в школе порядок, запретил ученикам ходить по ночам в город, изгнал из школьной библиотеки еврейские журналы и газеты и требовал от учеников, чтобы они, как будущие слуги Церкви и Государя, читали книги духовного содержания. Он также строго требовал от учеников присутствия на церковных службах.

Порядок в школе нарушил планы революционеров, они потеряли возможность скрываться в школе как в притоне. О. Игнатий был приговорен революционными бандитами к смерти и зверским образом убит. Весь город провожал о. Игнатия в последний путь.

- 1992

ВС РФ постановил считать передачу Крыма в состав Украинской ССР в 1954 г. изначально «не имеющей юридической силы», поскольку это было сделано «с нарушением Конституции РСФСР и законодательной процедуры».

20 мая        22 мая


Назад к списку