Благовещение Пресвятой Богородицы
ПРОПОВЕДИ В ДЕНЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ТОЛКОВАНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ
Благовещение - это день благой вести всему миру о том, что среди всех людей Бог разглядел и обрёл Деву, Которая оказалась единственной превосходящей всех Своей верой Богу, способной к совершенному послушанию и доверию Небесному Отцу, доверившему Ей родить Сына Божия. Воплощение Сына Божия есть дело Божией любви и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Святитель Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения в Божией Матери мы созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.
Такое страшное явление ангела и его еще более удивительное приветствие: "Благословенна ты в женах, и благословен плод чрева Твоего" не могли не вызвать изумления, трепета и страха в душе Девы, не знавшей мужа!
Она же, увидев Ангела, «смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово».
И тут мы замечаем разницу между верой Захарии, мужа Елисаветы и отец Иоанна Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родиться сын - естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст. Но его доверия словам Божия посланца оказалось не достаточно: как же это может быть? этого не может случиться! как докажешь и чем подтвердишь?..
Божия Матерь только спрашивает: как это может случиться со мной - я же дева?.. И на ответ ангела, что это будет, Она отвечает только полным доверием воле Божией: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел». (Лука 1, 24-38)
Слово "раба" в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом себя называл человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв смиренно благую и очень непостижимую весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. Именно такое смиренное и благоговейное душевное состояние почувствовала при встрече праведная Елизавета, будучи сама причастницей Божией благодати, возгласила Пресвятой Деве: «Блаженна уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа!»
Церковь и место Благовещения в Иерусалиме
Богослужение в день Благовещения представляет собой пространное и глубочайшее толкование приведенного выше Евангельского чтения о благовестии Архангела Гавриила Деве Марии перед зачатием Ею воплощенного Бога Слова. Богослужебные стихиры и канон данного праздника посвящены изъяснению Архангельского приветствия Пресвятой Богородице и Ее ответа на благовестие в Евангелии от Луки в главе 1, стихах 26—38. Весь таинственный смысл воспоминаемого Церковью события встает перед сознанием верующих в его вселенском и всечеловеческом значении.
Вот на Вечерне в стихирах на «Господи, воззвах» мы слышим, как Архангел Гавриил предстал Деве Отроковице и возгласил: «Радуйся, земля незасеянная; радуйся, куст терновый несгорающий; радуйся, глубина, непроницаемая взором; радуйся мост, приводящий к небесам и лестница высокая, которую Иаков видел; радуйся, Божественный сосуд с манной; радуйся, избавление от проклятия; радуйся, призвание Адама ко спасению, с Тобою Господь!» (в переводе с церк.-славянского).
А Богородица говорит Архангелу: «Как человек являешься ты предо Мною, и… возглашаешь слова, превышающие разум человеческий? Ибо ты сказал, что будет Бог со Мною и вселится во чрево Моё. И как сделаюсь Я, скажи Мне, уделом пространным и местом священным Того, Кого возносят херувимы? Не прельщай Меня обманом; ведь Я не знаю плотской сладости: не посвящена Я в тайну брака, как же Я могу родить Дитя?» (в переводе с церк.-славянского).
Архангел отвечает Деве: «Там, где хочет Бог, отступает закон природы и то, что превыше человека, совершается. Верь моим истинным словам, Всесвятая, Пренепорочная!»
«Она же воскликнула: Да будет Мне ныне по слову твоему, и Я рожу Бесплотного, плоть от Меня принявшего, да возведет Он человека, как Единый сильный, в первоначальное достоинство через соединение с Собой!» (в переводе с церк.-славянского).
«Послан был с неба Гавриил Архангел предвозвестить Деве зачатие и, придя в Назарет, размышлял в себе о чуде, изумляясь тому, как Всевышний, будучи непостижимым, от Девы рождается? Имеющий престолом небо и подножием землю в чрево жены вмещается? Тот, на Кого шестикрылые и многоокие воззреть не могут, по одному слову благоволил воплотиться от Неё. Слово Божие – Тот, Кто здесь является! Что же я стою и не возглашаю Отроковице: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; радуйся, Чистая Дева; радуйся, Невеста, брака не познавшая; радуйся, Матерь Жизни, благословен Плод чрева Твоего!» (в переводе с церк.-славянского).
Явившись в Назарете, Архистратиг размышлял о предстоящем чуде, о том, как вместится в девственную утробу Пречистой Непостижимый и Невместимый Бог Слово по одному только слову Ее согласия на то, как передано в стихире на «Господи воззвах» на малой вечерни. Представ Деве, Небесный Посланец воскликнул: «Радуйся, Благодатная, Благословенная, Богом радованная, Господь с Тобою! Не ужасайся меня, Архистратига Небесного Царя. Ты обрела благодать у Бога, которую утратила Твоя праматерь Ева. Чрез Тебя Он, по Своему благосердию, призывает человечество к древнему блаженству. Благословен бессмертный Плод Твоего чрева, подающий миру очищение», как поется в стихирах на «Господи воззвах» на малой вечерне. «Бог возлюбил Тебя от века и изволил избрать Себе в жилище; я, раб Владыки, возвещаю Тебе, что Ты родишь Господа и пребудешь нетленна» - от имени Архангела повествуется в хвалитной стихире на Утрени.
икона Благовещения в китайской традиции. художник Ха Чи |
Св. Феофан, митрополит Никейский, составил в VIII веке канон праздника в форме беседы Архангела с Приснодевой и искусно ввел в него ветхозаветные пророчества о Боговоплощении. Язык канона испещрен научно-богословскими терминами.
Приводим стихи из Канона праздника в русском переводе:
«Да поет Тебе, Владычица, Давид, праотец Твой: «Услышь, Дочь, радостный голос Ангела; ибо открывает он тебе радость несказанную!»
Архангельское приветствие смутило Пречистую Деву. С удивлением Она сказала Вестнику: «Ты являешься Мне, как человек, с непостижимыми словами... Ты не прельстишь Меня… К браку Я не имею отношения, не познала сласти. Как же рожду Сына?»
Ангел возгласил: «В радости взываю к Тебе: склони ухо Твое и внемли мне, возвещающему о зачатии Бога без семени; ибо такую благодать обрела Ты пред Господом, Всечистая, какой ни одна жена никогда не обретала!»
Богородица сказала: «Я желала бы познать силу слов твоих, Ангел; как будет то, что ты сказал? Говори самым ясным образом: как зачну Я Дева непорочная? И как же сделаюсь Я матерью моего Создателя?»
Ангел возгласил: «Ты помышляешь, что слова мои коварны, как мне кажется; и я радуюсь, видя осторожность Твою: дерзай, Владычица; ибо когда угодно Богу, легко совершается и необычайное».
Не оставляя смущения, Пресвятая спросила явившегося Ангела: «Не стало князя от Иуды, и отныне настало время, в которое явится надежда народов – Христос; ты же объясни, как Я, будучи Девой, родить Его смогу? Праматерь моя, приняв внушение змия, изгнана из места божественного наслаждения, потому и Я, опасаясь поскользнуться, страшусь твоего необычного приветствия»
Ангел продолжал свою речь: «Ты стремишься, Дева, от меня узнать образ Твоего зачатия? Но он неизъясним; совершит же это Дух Святой, осенив Тебя творческою силою. Я, предстоящий пред Богом, послан Божественную волю Тебе открыть; что Ты страшишься меня, Всенепорочная, еще более Тебя страшащегося? Что Ты опасаешься меня, Владычица, Тебя благоговейно почитающего?»
Богородица сказала: «Я слышала пророка, в древности предсказавшего, что некая священная Дева родит Эммануила; но желаю знать: как соединение с Божеством вынесет природа смертных?»
Ангел возгласил: «Показал терновый куст, объятый пламенем, и оставшийся несгораемым, совершающееся на Тебе чудное таинство, Благодатная, брака не познавшая; ибо Ты и после родов, Чистая, навеки пребудешь Девой».
Богородица сказала: «Гавриил, провозвестник истины, озаряемый сиянием Бога Вседержителя! Говори самую истину: как смогу родить Я Слово, во плоти – Бесплотного, сохранив чистоту Мою неповрежденной?»
Ангел возгласил: «Со страхом, как раб пред Госпожою, я стою перед Тобой; с благоговением, Отроковица, ныне не смею помыслить о Тебе; ибо как дождь на руно, сойдет на Тебя Слово Отчее, по Своему благоволению».
Богородица сказала: «Не могу вполне постигнуть значения слов твоих; ибо чудеса бывали многократно, совершаемые божественною силою, знамения и образы закона, но дева, не познав мужа, не рождала никогда».
Ангел возгласил: «Ты удивляешься, Всенепорочная; и действительно, необычайно чудо Твое; ибо Ты одна во чрево примешь имеющего воплотиться всех Царя, и Тебя прообразуют изречения и гадания пророков и образы закона».
Богородица сказала: «Невмещаемый всем миром и никем Невидимый, как Он сможет вселиться в чрево Девы, которое Сам создал? И как же зачну Я Бога-Слово, не имеющего начала подобно Отцу и Духу?»
Ангел возгласил: «Тот, Кто обещал Давиду, Твоему праотцу, возвести Плод Твоего чрева на престол царства его, Тебя, красоту Иаковлеву, одну избрал Себе в разумное селение».
Богородица сказала: «Звук радостный слов твоих, Гавриил, приняв, Я исполнилась божественного ликования, ибо ты сообщаешь радость и веселие возвещаешь бесконечное».
Ангел возгласил: «Тебе дана, Богоматерь, радость божественная; Тебе, Божия Невеста, все творение взывает: "Радуйся": ибо одна Ты, Чистая, предназначена быть Матерью Сына Божия».
Богородица сказала: «Осуждение Евы ныне через Меня да уничтожится; в сей день через Меня да воздастся её долг; чрез Меня этот древний долг да будет отдан с преизбытком».
Ангел возгласил: «Бог обещал, Чистая, Аврааму праотцу, что в семени его все народы благословятся; чрез Тебя это обещание в сей день получает исполнение».
Богородица сказала: «Возвещая, что Свет невещественный с вещественной плотью соединится по милосердию великому, радостное благовестие, Божественную проповедь ты ныне возглашаешь Мне: "Благословен, Всечистая, плод Твоего чрева!"»
Ангел возгласил: «Радуйся, Владычица Дева; радуйся, Всечистая; радуйся, вместилище Божие; радуйся, светильник Света, Адама ко спасению призвание, Евы искупление, гора святая, пресветлое святилище и чертог бессмертия».
Богородица сказала: «Душу Мне очистило, тело освятило Всесвятого Духа наитие; сделало Меня храмом, Бога вмещающим, Богоукрашенной скинией, одушевленным святилищем и чистою Матерью Жизни».
Ангел возгласил: «Как многосветлый светильник и Богозданный чертог вижу Тебя ныне; как золотой ковчег прими, Всенепорочная, Закона Подателя благоволившего избавить чрез Тебя тленное естество человеческое» (канон переведен с церковно-славянского).
Успокоенная архангельским объяснением, Пресвятая сказала: «Я принимаю твои радостные слова, Гаврииле! Пусть будет Мне ныне по твоему слову. Пусть Бог вселится в Меня и рожду Бесплотного, заимствующего от Меня плоть, чтобы Единый Сильный возвел человека в изначальное достоинство» (на великой вечерне в стихире на «Господи воззвах», на утрени в песнях канона).
Покорность Богу, выраженная в словах Девы Марии «Вот, Я — раба Господня. Будь Мне по слову твоему» (Лк.1,38) — было моментом зачатия Ею Сына Божия. Святой Дух наитствовал на Пренепорочную, и сила Вышнего осенила Ее существо. В этот момент Сын Божий вселился в предочищенную и приснодевственную утробу.
В зачатии Воплощенного Бога Пресвятая Дева Мария возвысилась над тленным материнским естеством, превзошла порядок его жизни. «Какая страшная тайна пребывания Невместимого в девических ложеснах и самоограничение временем Сверхвременного!» - возглашается в стихирах праздника. Она наглядно для всего мира явилась верхней ступенью Иаковлевой лествицы, на которой утверждался Бог, согласно видению патриарха Иакова, что и объясняется в стихах Канона: «В Священных Писаниях таинственно говорится о Тебе, Матерь Всевышнего; ведь Иаков в древности увидев лестницу, прообразовавшую Тебя, сказал: это – Божие основание; потому Ты достойно слышишь: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!"».
Гавриил, принеся Деве благовестие с небес, взывал: «Радуйся! Ты зачнешь во чреве Твоем Тобою Вмещаемого и не вмещаемого миром, и явишься носящей в Себе от Отца прежде утренней звезды Воссиявшего!»
Библейско-историческое событие Благовещения названо в церковном тропаре «главизной» человеческого спасения и раскрытия людям тайны превечного Божьего Совета о Сыне Божием как Сыне Девы.
Тропарь (гимн) праздника на русском языке, глас 4: В сей день спасения нашего начало («главизна») и предвечного таинства явление: Сын Божий Сыном Девы становится и Гавриил о благодати благовествует. Потому и мы с ним Богородице возгласим: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!"
|
Такими чертами обрисовывает церковное богослужение причины общехристианской радости в день Благовещения. Этот праздник — воспоминание неописуемого богатства Божией благости, когда благодать Божия осенила человеческое существо в лице Девы Марии, обожила его соединением с ним и сотворила его Божией Церковью.
Христос Бог наш от обрадованной Богоматери принял естество, подобное нашему, исключая грех, и возвел его к Себе. «Он воспринял, — по выражению св. Феофана, митрополита Никейского, — худшее, чтобы подать лучшее». Некогда первый человек на земле Адам обманулся, возжелав быть богом, и не достиг осуществления своего желания. Но воплощенный Бог Слово, став человеком, благоволил соделать Адама богом.
В день Благовещения человеческая природа вышла из порабощения греху и связанности клятвой, тяготевшей над людьми со времени прародительского грехопадения. Сын Божий тогда предначал восстановление ее падения принятием Адамовой нищеты, облекшись в чуждое Ему естество ради спасения людей.
История установления праздника: Светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы установлен еще в глубокой древности. О праздновании его известно уже в III веке (по свидетельству св. Григория Чудотворца в своём «Слове» в этот день). В своих беседах св. Иоанн Златоуст и блаж. Августин упоминают об этом празднике как древнем и обычном церковном торжестве. В течение V-VIII в., вследствие ересей, унижавших Лицо Богоматери, праздник был особенно возвеличен в Церкви. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили праздничные каноны, которые и теперь поются Церковью.
Возможно, первоначально праздник возник в Малой Азии или Константинополе, а затем распространился по всему христианскому миру. Установлению праздника способствовало и открытие святой равноапостольной Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Спасителя и строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Назарете, на месте явления Архангела Гавриила Деве. Определение времени празднования зависело от дня Рождества Спасителя — между 25 марта и 25 декабря проходит ровно девять месяцев, положенный срок для вынашивания в утробе младенца.
У древних христиан этот праздник носил различное наименование: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
ПРОПОВЕДИ В ДЕНЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ТОЛКОВАНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ ИВАН ШМЕЛЕВ "БЛАГОВЕЩЕНЬЕ"
Назад к списку